Воевать будут не все. Какие новые модели бронирования рассматривают в Раде и кто сможет легально «откупиться» от мобилизации
Депутаты предлагают ввести новую модель бронирования от мобилизации — какие есть варианты и что нужно, чтобы получить бронь.
Глава фракции Слуга народа Давид Арахамия во время вчерашнего брифинга в парламенте сообщил, что Верховная Рада рассматривает две модели экономического бронирования.
Первая модель предусматривает возможность бронирования сотрудника в случае уплаты налога от зарплаты минимум в 35 тыс. грн.
Вторая — это о квотном бронировании по отраслям, от 10% военнообязанных. В таком случае руководитель самостоятельно будет решать, кого следует забронировать. За этих людей ежемесячно должна выплачиваться минимальная зарплата военного, которая сейчас составляет 20 тыс. грн.
Зачем нужно бронирование во время полномасштабной войны и не будет ли это означать, что воевать будут только бедные? Об этом NV поговорил с экономистом, юристом и представительницей Верховной Рады.
Для чего бронировать?
Концепции по бронированию сотрудников от мобилизации путем уплаты определенных средств рассматриваются в том числе и потому, что в украинском бюджете недостаточно денег для обеспечения зарплат военных. К тому же, государство не может содержать бойцов за счет международной помощи.
«Любые западные деньги или в форме финансовой помощи, или в форме кредитов не разрешено использовать на оборонные нужды. Поэтому на сегодняшний день от прочности экономики зависит на самом деле прочность нашего фронта, и это не преувеличение», — пояснила NV Галина Янченко, член комитета ВР по вопросам экономического развития.
Если бюджет потеряет поступления, то Украина может потерять возможность защищать себя на фронте, добавила депутат. Учитывая это, общество должно одновременно обеспечивать две функции: защищать страну и держать экономику на плаву.
«Война — это очень дорого, и Украина должна финансировать ее из собственных ресурсов. Поэтому государство должно быть эффективным, прежде всего, — отбрасывать любой популизм и быть эффективным», — так объясняет потребность в экономическом бронировании Сергей Фурса, инвестиционный банкир.
При эффективном государстве не могут воевать все, отметил он. Учитывая это, стране необходимо определить, кому следует быть на фронте, а кому — в тылу.
«С точки зрения эффективности государство заинтересовано в том, что чем больше человек платит налогов, тем больше будет вероятность того, что он будет не на фронте, а в тылу», — добавил Фурса. И это надо определять без привязки к персоналиям, профессии, месту жительства
Прозрачность прежде всего
Законом о мобилизации определено, что правительство должно пересмотреть порядок бронирования военнообязанных.
Существующую модель следует заменить, ведь «у нас бронируют кого хотят», считает Роман Лихачев, адвокат приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека. Действительно, на бронь могут рассчитывать работники цирков и медиа, продавцы и футболисты и тому подобное.
Лихачев подчеркнул, что процесс должен быть прозрачным. Так, должны быть разработаны четкие критерии для получения брони, ведь имеющиеся являются достаточно расплывчатыми.
В свою очередь Фурса отмечает, что бронирование должно быть и эффективным. По его словам, «эффективность, к сожалению, из-за популизма постоянно где-то на заднем плане».
Две модели
Первая модель бронирования, которую рассматривают в Раде, предусматривает, что любая компания сможет забронировать определенную часть работников, которые имеют зарплату более 35 тыс. грн и платят все необходимые налоги, пояснила депутат Янченко.
Вторая же модель предлагает предоставлять квоту для компаний, при которой руководитель может самостоятельно решить, кого не следует мобилизовать. За таких работников должно уплачиваться 20 тыс. грн условного дополнительного военного сбора ежемесячно. Янченко отметила, что депутаты сейчас обсуждают, какая доля работников может подпадать под такое бронирование, — на данный момент предлагается от 10% до 50%.
Юрист Лихачев считает, что второй вариант может привести к определенным спекуляциям. Так, если будет определен точный процент людей, которых компания может бронировать, то непонятно, каким образом руководитель будет выбирать сотрудников. Предприятия также могут искусственно расширять штат за счет людей, которые проходят службу, чтобы иметь возможность забронировать большее количество сотрудников. Это также может привести к конфликтам на работе.
При этом Янченко отметила, что нардепы больше склоняются именно ко второй модели, которая включает отдельный дополнительный сбор, ведь его проще рассчитать и администрировать.
В то же время депутат рассказала, что сейчас обсуждается и третья вариация, включающая возможность бронирования физических лиц-предпринимателей. Янченко добавила, что в таком случае к ФЛП также могут применить принцип с уплатой 20 тыс. грн отдельного сбора.
При этом она подчеркнула, что на данный момент финального решения относительно того, какая модель будет внедрена, нет.
Когда именно введут новую систему бронирования спрогнозировать также сложно. Ведь, по словам Янченко, сейчас идет обсуждение различных вариантов или их комбинаций между Верховной Радой, Кабмином и Офисом президента.
«На самом деле, по-хорошему, эти все процессы можно и за месяц закончить, если будет согласие всех сторон и если не будет никаких качелей со стороны популистских сил, которые завалят всю работу и просто захотят нажить себе какие-то политические баллы», — добавила Янченко.
Понятие справедливости
Тема бронирования порождает в обществе дискуссию: не откупятся ли богатые от своей обязанности защищать государство?
Лихачев отмечает, что вопрос справедливости и распределения между бедными и богатыми существовал всегда. Поэтому следует искать баланс между справедливостью, обеспечением бюджета и «откупом» от мобилизации.
В то же время экономист Фурса предлагает взглянуть на этот вопрос с другой стороны: «Если один человек платит налоги, а другой избегает их уплаты? Мы же знаем, что очень много людей в Украине работают неофициально и платят мало налогов. Это справедливо? Наверное, нет. Поэтому тогда такие критерии через налогообложение сразу показывают справедливость».
Кроме того, как отметил Лихачев, некоторые люди готовы давать взятки, незаконно пересекать границу только для того, чтобы не идти в армию. «Есть люди, которые все равно не собираются служить. Они готовы получать уголовные дела, переплывать Тису, но служить все равно не хотят. И заставлять их что-то делать каким-то образом юридически достаточно трудно», — добавляет он.
Учитывая это, по словам адвоката, логично предоставлять людям легальную возможность платить средства в бюджет за такой «откуп» от мобилизации.