«Если бы вы имели это, войны бы не было». Генерал Анджейчак в тысячный день войны говорит о самом болезненном и отмечает: Запад совершает новые ошибки
Раймунд Анджейчак, экс-начальник генштаба Войска Польского, который сегодня работает в эстонской оборонной компании, связанной с Украиной, подводит некоторые итоги войны и прогнозирует будущее.
С Раймундом Анджейчаком, начальником Генерального штаба Войска Польского в 2018—2023 годах, NV встречается одним неспокойным киевским ноябрьским утром. Свидетель ночных обстрелов города Анджейчак говорит, что восхищается мастерством украинской ПВО, и признается, что для его уха военного звуки, которые он слышал ночью, звучат как симфония.
Это не первый визит Анджейчака в Украину: именно здесь эстонская оборонная компания Frankenburg Technologies, где польский генерал является советником, планирует развернуть производство своих ракет-перехватчиков типа C-UAV. По информации СМИ, первые образцы таких ракет поступят в Украину до конца 2024 года.
Этот недорогой тип ракет создан, чтобы сбивать дроны на высоте до 2 км, рассказывает Анджейчак. Он считает это удачным и быстрым решением для Украины, которая на борьбу с российскими беспилотниками вынуждена использовать немало более дорогого и сложного вооружения.
В разговоре с NV он касается более стратегических вопросов и размышляет над тем, чего достигли стороны до 1.000-го дня большой войны, называет наибольшие уязвимости Украины в дальнейшем противостоянии, упрекает ее западных партнеров в медлительности и несистемности действий и на исторических примерах объясняет, какой должна быть победная стратегия взаимодействия с Россией.
— Мы разговариваем накануне 1.000-го дня полномасштабного вторжения России в Украину. Какие промежуточные выводы можно сделать об этой войне? Как бы вы охарактеризовали ситуацию, в которой оказались российские и украинские войска на сегодня?
— Важно, как мы оцениваем и измеряем войну, потому что вы сказали 1.000 дней, но с 2014 года прошло гораздо больше. Я думаю, что мы должны рассматривать ее как сложный российский инструментарий против Украины с системным дизайном и планом. Поэтому последние 1.000 дней — это не лучший подход. Неужели зеленый человечек в Крыму не является полномасштабным вторжением?
Поэтому я предпочитаю говорить, что это 10-летняя война, и мы [Запад] совершили много ошибок, и мы всегда опаздывали. Даже если мы принимаем правильное решение, оно не было правильным в нужное время. Мы — на Западе, в НАТО, Европейском Союзе и во всех других местах. Мне, как поляку, трудно это говорить, потому что Польша много сделала для Украины, открыла двери своих домов для украинцев, которые искали безопасности, но этого все равно было недостаточно, потому что Россия большая. Россия готовилась к войне много лет. И Россия не придерживается никаких правил, используя организованный терроризм, государственный терроризм.
Несколько недель назад я был на Тайване и имел возможность пообщаться с президентом Тайваня. Это была долгая дискуссия с американской делегацией, и там тоже нет этой более глобальной картины войны, которую ведет Россия, начиная с вторжения в Грузию в 2008 году, они не смотрят, какой целостной является эта агрессия России.
— Я хочу вернуть вас обратно в Украину и спросить, как вы видите нынешнее положение дел на линии фронта?