«Возникают определенные вопросы». Юрист по военному праву рассказал об ответственности за необновление данных и коррупционных рисках — интервью

18 июля 2024, 08:12

Юрист по военному праву LCF Law Group, младший лейтенант запаса Владимир Романчук рассказал в интервью Radio NV, в каких случаях будут штрафы за необновление данных, что делать, если человек вышел из дома и забыл военный билет и есть ли в законе «правовые лазейки».

— Миллионы людей обновили свои данные за то время, которое было выделено по закону. В том же самом Министерстве обороны не видят причины, почему этот срок надо было продлевать без штрафных санкций для тех, кто не сделал этого в течение последних 60 дней. На что бы вы обратили в первую очередь внимание? Например, я обновил свои данные, мне теперь чего надо ожидать, как мне себя вести?

Реклама

— Прежде всего, согласно действующему законодательству, лицо призывного возраста, то есть в возрасте от 18 до 60 лет, должно носить с собой актуализированный военно-учетный документ, подтверждающий актуализацию военно-учетных данных или подтверждающий исключение его из воинского учета, если оно не является военнообязанным лицом, например, по состоянию здоровья или по другим причинам. Это в свою очередь на практике означает, что вы должны носить ваш военный билет, ваше временное удостоверение военнообязанного или ваше приписное свидетельство, в котором имеются инициалы или реквизиты, указывающие на то, что вы данные обновили.

Более того, в этих документах указывается срок, до которого данные считаются обновленными. У меня это до 25 июля 2025 года, если я не ошибаюсь. В течение этого срока данные считаются обновленными, после его окончания нужно обновить их снова.

Это периодическая процедура, государство хочет иметь актуализированную информацию о количестве людей, которых оно гипотетически может мобилизовать в Вооруженные силы Украины. Поэтому эта процедура не заканчивается в этом году, к ней периодически нужно будет возвращаться, однако, конечно, не ежемесячно это делать.

— Теперь еще одна история. Я сейчас просто от себя отталкиваюсь, потому что я думаю, что таких, как я, может быть точно больше, чем один человек. У меня все эти документы, которые вы только что перечислили, лежат в специальном файлике, в рюкзаке. Я спускаюсь из квартиры, выхожу за хлебом, но без рюкзака, а просто с какой-то экосумкой купить хлеба и молока. Меня в этот момент останавливают, я говорю: «Уважаемые, у меня дома лежат эти документы». Буду ли я оштрафован за то, что не имею их при себе, но могу моментально продемонстрировать, как только доберусь домой? Или пусть вместе со мной проедут ко мне домой, где я могу это продемонстрировать. Штраф за неношение тоже предусмотрен?

— Как я понимаю, государство пыталось исправить подобные гипотетические конфликтные ситуации путем внедрения Резерв+ или путем вариативности данных, которые человек может предъявить для того, чтобы продемонстрировать обновление военно-учетных данных и выполнение своего долга.

Отвечая прямо на ваш вопрос: фактически обязанность носить с собой военно-учетные документы является частью воинской обязанности, частью нормы воинского учета. Соответственно, ее нереализация, то есть неношение документов с собой, гипотетически может подпадать под статью 210 Кодекса Украины об административных правонарушениях и приводить к какой-то ответственности.

Поэтому я советовал бы или обновить данные через Резерв+, или не забывать документы, когда вы выходите из дома, или хотя бы сделать на телефон их фотографии, чтобы в случае чего иметь возможность продемонстрировать работникам ТЦК или полиции, чтобы они могли сверить данные в вашем военном билете или другом военно-учетном документе с системой Оберіг. Это позволит по крайней мере проверить, что вы действительно в ней наличествуете, что в этой системе Оберіг не указано, что вы находитесь в розыске или что вы привлекались к какому-то административному правонарушению, например, не оплатили штраф.

Однако известно ли мне о случаях привлечения людей к ответственности в виде штрафа — блокировки счетов, лишения права управления транспортным средством за то, что они вышли за хлебом без военно-учетного документа? Нет, неизвестно.

— Давайте теперь возьмем других людей, которые почему-то не успели до 16 июля обновить свои данные. С сегодняшнего дня уже ЦНАПы на эту систему не работают. Мы представляем, что некоторые люди почему-то так не сделали. Правильно ли я понимаю, что если сейчас человек решит обновить свои, означает ли это автоматически, что этому человеку все равно присудят штраф в 17 тысяч гривен и одновременно обновят учетные данные? Как вы сейчас понимаете, или это надо ждать только судебной практики и конкретных кейсов?

— Я думаю, здесь нужно рассмотреть такой простейший пример. Возьмем во внимание какой-то небольшой городок, где проживает 100 тысяч человек, включая окружающие села. Там есть один ТЦК, из этих 100 тысяч человек, условно, 30 тысячам нужно обновить данные в ТЦК и СП. В среднем ТЦК и СП, включая потребности отправки части людей на ВВК, обработки и замены данных, в день может 30−40 людям оказать услугу по обновлению данных. Принимая во внимание, что в ТЦК три приемных дня для работы с военнообязанными… 30 человек в день, три приемных дня, нужно обновить данные 30 тысячам человек — это где-то шесть лет, если посчитать.

Поэтому ситуация с тем, что кто-то не успел обновить данные, я уверен, она довольно распространена, поскольку даже приложение Резерв+, которое мне очень нравится, потому что это такой глоток свежего воздуха в контексте воинского учета, периодически выдает такие сообщения, что лицо в розыске, что данные не найдены, что данные требуют уточнения.

Представители Министерства обороны отмечали, что могут возникать ситуации, когда просто данные человека не успели оцифровать, либо это просто программный сбой, либо это следствие какой-то враждебной атаки в киберпространстве на приложение. Поэтому я думаю, в контексте пропуска этого срока нужно разделять людей на тех, которые начали коммуникацию с ТЦК по обновлению данных, и тех, которые полностью абстрагировались от этой обязанности. Прежде всего, стоит отметить, что если вы начали обновлять данные, вы должны продолжить их обновлять, а если вы не начали обновлять данные, вы должны начать их обновлять.

Вчера представитель Министерства обороны давал комментарий, который отмечал, что штраф исключительно за пропуск срока обновления не поступает, просто после пропуска срока человеку может направляться вызов в ТЦК. Вызов может направляться средствами почтовой связи, и за игнорирование уже вызова, то есть повестки и неявку в ТЦК, штраф уже может быть.

У меня как у юриста сразу здесь возникает определенный вопрос и определенная проблема, которую я вижу, потому что если человек не успел обновить данные, гипотетически он мог не успеть обновить и фактический свой адрес, место жительства. И, соответственно, направленный вызов средствами почтовой связи придет и по старому адресу, по которому он уже не проживает. Информацию об этом вызове человек может не получить и может попасть в розыск, даже не осознавая это, параллельно находясь в очереди в Подольском РТЦК города Киева.

Как будут работать ТЦК, правоохранительные органы и судебная система с такими ситуациями, мне неизвестно. Однако из тех более частных источников, с которыми я общался, я знаю, что в первую очередь привлекать к административной ответственности будут людей, которые полностью абстрагировались от своего воинского долга и решили не обновлять данные в принципе. То есть не становились в электронную очередь, не регистрировали Резерв+, не отправляли заявления в ТЦК. Тех, кто вообще ничего не делал. Тех, кто в процессе обновления данных, я думаю, им предоставят достаточно времени для завершения этого процесса, осознавая очереди и вообще сложную политическую ситуацию и сложную экономическую ситуацию в нашей стране.

— Хорошо, давайте я тогда, как циничный журналист, спрошу вас о еще одной правовой, скажем так, лазейке в данном случае. Человек действительно не успел обновить данные, или считает, что может доказать, что просто не успел обновить данные; или человек действительно скрывался, и его остановил патруль. И если минимальная сумма штрафа 17 тысяч гривен, а тут за половину этой суммы в виде кэша штраф тебе не выпишут и будут считать, что ты добросовестный. Не рождает ли эта же система, если нет четкого указания и четкой нормы… Вот якобы, как по мне, закон дает широкий спектр возможностей «наколядовать», когда это все относится к сфере ответственности конкретно одного человека. Видите ли вы здесь какую-то правовую коллизию, или я действительно дую на холодное, потому что насмотрелся истории в своей журналистской деятельности о том, как коррупционные схемы наши изобретательные сограждане моментально придумывают?

— Действительно сейчас система, которая обязывает граждан к обновлению данных в ТЦК, не лишена коррупционных рисков. Однако представим ситуацию, когда есть недобросовестный работник полиции и действительно за определенную часть штрафа он может не выполнять свой долг, не доставлять человека для обновления данных в ТЦК, а просто его отпустить, поверить ему на слово, что он обновит позже.

Может ли такая ситуация реализоваться? Без вопросов, может. Будет ли она? Я думаю, да, будет. Однако в ТЦК после того, как человек проигнорировал вызов, не явился, ему прислали вызов, он проигнорировал вызов, понимают, что человек игнорирует свой воинский долг, принимают решение о привлечении его к административной ответственности по статье 210.

Специфика этой статьи, что привлекать к ответственности по этой статье могут по решению руководителя ТЦК. Обжаловать ее, конечно, можно в суде. Мы не говорим об уголовной ответственности, а именно об этом штрафе, который выписывается по решению руководителя ТЦК и СП.

И информация о том, что этот человек не обновил данные, о том, что он не выполняет воинский долг, предоставляется через систему Оберіг уже в полицейскую систему Армор, куда вносится также информация, что этот человек находится в розыске. И гипотетически, это кумулятивная санкция, человека также могут лишить права управления транспортным средством. И при таких обстоятельствах, если в общей полицейской информационной системе будет информация о том, что человек данные не обновил и находится в розыске, ему нужно будет давать, как вы сказали, половину гипотетического штрафа на каждом контрольно-пропускном пункте, искать офицера, который эти деньги будет принимать.

Мне кажется, это, во-первых невыгодно, во-вторых рискованно, а в-третьих, если не на первом, то на втором блокпосту на вас откроют уголовное производство уже за коррупционную составляющую вашего поведения. Поэтому, гипотетически такая ситуация может произойти. Сможет ли она периодически повторяться? Мне кажется, нет.

— Накануне появилась информация, которая, может, для многих и стала немножко более успокаивающей. Это как раз о том, что если ты обновил свои военно-учетные данные, хоть через Резерв+, хоть через ЦНАП, хоть через ТЦК… Итак, из ТЦК обязательно, насколько я помню, направляли на ВВК. Накануне представитель Минобороны сказал, что это не является сейчас обязательным действием для военнообязанного. То есть, если у тебя данные обновлены, то по этой части законодательства ты не преступник, ты молодец, ты все правильно сделал. Как вы сейчас видите ситуацию, может быть здесь какая-то коллизия? Я не проходил ВВК, честно вам скажу, это такой сейчас геморрой, все киевские больницы сейчас просто в невозможном режиме работают на тех, кому надо пройти ВВК уже по направлению из ТЦК. Надо так просто прийти и потратить несколько дней своей жизни, у меня, правда, не складывалось. Будут ли меня в этой части считать преступником, не припишут ли мне какой-то штраф, несмотря на то, что заявлял представитель Министерства обороны?

— Давайте сразу, преступники это люди, которые совершили преступление, преступление — это уголовная ответственность.

— Ладно, я даже не правонарушитель.

— Да, будем говорить прямо о статусе правонарушителя. Да, действительно, обновление данных и прохождение ВВК — это не тождественные процессы. Это процессы, которые могут происходить параллельно, могут не происходить параллельно. Законом предусмотрены разные вызовы, то есть вызов на обновление данных, который направляется, и вызов на прохождение ВВК. Это два разных документа.

Например, я относительно недавно заканчивал военный институт. Перед выездом на учебный полигон мы были обязаны пройти ВВК. То есть у меня данные об уровне пригодности к военной службе были более-менее обновлены. На момент последнего обновления данных в этот двухмесячный период я не направлялся на ВВК. Мой военнообязанный коллега, который вместе со мной учится, направлен на ВВК, поскольку последний раз проходил еще до полномасштабного вторжения, получил тогда статус ограниченно годного в военное время, непригодного к службе в мирное время. И, соответственно, во-первых, ему законом обязательно нужно повторно пройти ВВК, правда, в девятимесячный срок. А, во-вторых, актуальность решения ВВК относительно его пригодности отсутствует, поскольку он проходил ее много месяцев назад.

Поэтому да, если вы обновили данные через Резерв+, через ЦНАП, через ТЦК и не получили вызов на прохождение ВВК, это означает, что вы находитесь полностью в правовом поле, вы выполнили ваш долг сейчас и до получения вызова на прохождение ВВК вам ее пока проходить не нужно. Здесь нет никакого правонарушения. И люди, которые, например, обновляли данные через Резерв+, они же не вызывались в ВВК, по крайней мере не все из них. А тем не менее, и согласно закону, и согласно комментариям представителей Министерства обороны, обновление данных через Резерв+, QR-коды, которые там находятся, это эквивалент бумажных образцов военно-учетных документов. Поэтому, Павел, сейчас у вас, я думаю, все окей.

poster
Сьогодні в Україні з Андрієм Смирновим

Дайджест новин від відповідального редактора журналу NV

Показать ещё новости