Могут посягать на Днепропетровскую область. Планы РФ относительно ЗАЭС свидетельствуют о ее намерениях дальнейшей оккупации Украины — ISW
Российский военный на территории оккупированной ЗАЭС (Фото: REUTERS/Alexander Ermochenko)
Подготовка Кремля к установлению постоянного контроля над оккупированной Россией Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) свидетельствует о планах Москвы незаконно оккупировать и аннексировать дополнительную территорию Украины
Такой вывод озвучивают аналитики Института изучения войны в своем новом отчете.
Они обратили внимание на данные спутниковых снимков с начала февраля 2025 года до 23 мая 2025 года, которые свидетельствуют, что Россия проложила 90 километров линий электропередачи возле Азовского моря на оккупированных территориях Донецкой и Запорожской областях. Как говорится в отчете Greenpeace, эти новые линии электропередачи являются первыми признаками того, что Россия пытается реализовать свой давний план по подключению ЗАЭС к собственной энергосистеме.
Аналитики ISW напоминают, что 21 мая глава российского государственного оператора атомной энергетики Росатом Алексей Лихачев заявлял, что Росатом разработал план вывода ЗАЭС «на полную мощность». Это свидетельствует о намерении России вывести реакторы ЗАЭС из их текущего состояния «холодной остановки», напоминают в Институте изучения войны. Еще год назад, в мае 2024 года, Лихачев заявлял о своем согласии с оценкой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что перезапуск ЗАЭС сейчас «невозможен» и что первым условием для перезапуска ЗАЭС должно быть обеспечение ее безопасности — или через гарантии безопасности, или после того, как линия фронта сместится дальше от ЗАЭС.
«Мирный план» Дональда Трампа Украине из семи пунктов, который был обнародован в медиа в апреле 2025 года, содержал условие о возвращении контроля над ЗАЭС Украине с участием США. Аналогичное предложение включили и в украинско-европейский альтернативный план, напоминают в ISW. Однако российские чиновники неоднократно отказывались уступать контроль над ЗАЭС. Российские чиновники также усилили свою риторику, ссылаясь на якобы исторические связи России с т.н. «Новороссией» — вымышленным регионом, в который РФ включает всю восточную и южную части Украины. Кроме того, российские гауляйтеры на оккупированных территориях Украины недавно призвали Россию взять под контроль районы Днепропетровской области вдоль Днепра, которые Россия не контролирует и не аннексировала.
Специалисты Института изучения войны подчеркивают, что российское представление о несуществующей «Новороссии» включает в том числе и территорию непосредственно напротив ЗАЭС на правом берегу Днепра. Поэтому усилия России по подключению ЗАЭС к российской энергосистеме свидетельствуют о том, что РФ стремится сохранить свой контроль над ЗАЭС и безопасно эксплуатировать ее. Это означает, что РФ, вероятно, рассчитывает значительно отодвинуть линию фронта от Запорожской АЭС или планирует оккупировать и аннексировать Днепропетровскую область.
Между тем Россия, вероятно, использует тот факт, что конкретные сроки для дальнейших шагов в мирном процессе пока не установлены — чтобы полностью затянуть этот процесс и продолжить войну. Специальный посланник США по вопросам Украины генерал Кит Келлог 27 мая заявил, что Соединенные Штаты получили от Украины перечень условий и сроков для потенциального мирного договора и теперь ждут, пока Россия представит свою версию, чтобы начать согласование позиций двух стран. Помощник Владимира Путина Владимир Мединский заявил после украинско-российских переговоров 16 мая в Стамбуле, что две делегации договорились «продолжить переговоры после обмена детальными планами прекращения огня», однако не указал никаких сроков. Министр иностранных дел России Сергей Лавров 27 мая заявил, что успех мирных переговоров якобы будет зависеть от готовности участников решить «первопричины» войны, повторив давние российские требования, которые равносильны полной капитуляции Украины.
Следовательно, Кремль, вероятно, использует отсутствие крайнего срока в переговорах для их затягивания, пытаясь добиться больших уступок со стороны Украины и улучшить переговорную позицию России путем продвижения на поле боя.