«Полномочия ТЦК расширили». Разъяснения и «настойчивые советы» юриста по военному праву относительно обновления данных, мобилизации и санкций

21 мая 2024, 09:47
NV Премиум

Юрист по военному праву LCF Law Group, младший лейтенант запаса Владимир Романчук в интервью Radio NV — об основных изменениях, внесенных новым законом в порядок мобилизации, порядке вручения повестки или вызова в ТЦК, а также ответственности за уклонение от мобилизации.

 — Кабинет министров Украины утвердил порядок проведения призыва граждан на военную службу по мобилизации на особый период. Соответствующее постановление обнародовано на правительственном портале. Это уже подзаконный акт, который должен быть механизмом реализации закона о совершенствовании мобилизации, недавно, 18 мая, вступивший в силу, да?

Реклама

— Совершенно верно.

— Как это все будет работать? Вы уже проанализировали документ, расскажите нам о главных пунктах, которые должны знать граждане, потому что незнание законодательства не освобождает от ответственности.

— Никоим образом не освобождает. Мы с коллегами продолжаем прорабатывать значительное количество новых законодательных изменений и новых подзаконных актов, над которыми активно работает наша законодательная власть и наше правительство. Это не может нас не радовать.

Как система работала раньше? Согласно законам Украины о воинской обязанности и военной службе, о мобилизации и мобилизационной подготовке, других нормативно-правовых актов, вызов в территориальный центр комплектования, то есть повестка считалась врученной исключительно тогда, когда она была предоставлена уполномоченным лицом человеку вживую под расписку. Никакие отправки по почте, смс-ками, передача родственникам, вбрасывание в почтовые ящики не считались вручением вызова в ТЦК — как на обновление данных, на прохождение ВВК, так и на отправку [на фронт].

Сейчас уже действующим законом, который вступил в силу (№ 10449 о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы воинского учета и мобилизации), добавлен новый способ вызова граждан в ТЦК — через кабинет призывника, военнообязанного и резервиста.

Это недавно заработавшая система Резерв+? Точно неизвестно. Думаю, будет еще какой-то подзаконный акт, который будет привязывать норму закона именно к этой системе, а, возможно, появится какое-то новое приложение, хотя это менее вероятно.

Теперь вызов граждан по пока непонятной системе может происходить и через этот электронный кабинет. Сразу отмечу, чтобы никто не волновался: регистрация в этом кабинете исключительно добровольная. Однако, как уже отмечалось неоднократно, военнообязанные граждане в возрасте от 18 до 60 лет должны приложить усилия, чтобы в срок до 18 июля обновить свои данные в ТЦК, в ЦПАУ или в электронном кабинете военнообязанного, резервиста и призывника. То есть любой способ гражданин может выбрать для обновления этих данных. Это не обязательно влечет за собой прохождение военно-врачебной комиссии, не обязательно влечет отправку каких-то дополнительных документов. Если у гражданина все было ок, он проходит ВВК, он забронирован, это все происходило недавно, это на самом деле дело 10−20 минут.

Особенно важным нововведением закона, о котором я не могу не отметить, является норма об отправке требования. Если гражданин не явился по вызову в ТЦК, ему могут присылать требование явиться в ТЦК. Но это не повестка, она не направляется просто так. Оно направляется при наличии оснований считать, что гражданин может нарушить воинский долг и не явиться в ТЦК. Это требование может направляться средствами почтовой связи. И оно считается врученным, даже если ТЦК получил информацию о невозможности вручения по направленному адресу этого требования.

То есть, если гражданин был приписан к ТЦК, указал там свой адрес, потом его изменил (фактически или юридически) и об этом ТЦК не сообщил или в другом ТЦК на учет не стал, а ему поступило требование на старый адрес, он все равно считается таким, который требование получил. А после получения этого требования, если там указано предупреждение о возможном привлечении к уголовной ответственности, может быть соответствующая санкция, предусмотренная статьей 336 Уголовного кодекса, которая предусматривает даже лишение свободы, если гражданин и после повестки, и после требования с предупреждением в ТЦК не явился.

Также действующим законодательством расширены полномочия работников ТЦК. Если они [предоставят доказательства], что они являются уполномоченными на проверку документов и выдачи вызовов в ТЦК, то могут осуществлять вызовы в ТЦК не только на пунктах специального пропуска, то есть на блокпостах, но и произвольно на улице. Это прямо предусмотрено действующим законодательством. Это работники ТЦК, военнослужащие, уполномоченные совершать определенные действия по реализации мобилизационной политики нашего государства. То есть, которые имеют соответствующий приказ, где указано, что они уполномочены проверять документы и выписывать повестки. Это основные нововведения, которые, по моему мнению, граждане должны знать.

— Помогите разобраться. Есть добровольная регистрация, на этот кабинет может прийти повестка. Если человек не зарегистрировал на себя личный кабинет, он, соответственно, не получил повестку, а ответственность наступает. Как это согласуется со здравым смыслом?

— Сейчас объясню. Возможно, я где-то неправильно выразился. Повестка может вручаться и вживую. И также не стоит забывать, что до 18 июля так или иначе данные нужно обновить. То есть, если человек не зарегистрировал кабинет и до 18 июля не явился в ТЦК, ответственность будет наступать. Но если, например, человек обновил данные через ЦНАП, явился в ТЦК и обновил данные, регистрация в кабинете не обязательна. И не регистрация в кабинете за собой никаких санкций влечь не будет.

Кабинет — это лишь один из способов обновить данные в ТЦК. Если вы их обновите, регистрация не является обязательной, и никаких дополнительных санкций с этой регистрацией не будет.

— Тогда просто надо ожидать бумажную повестку. В этом отличие, я так понимаю.

— Абсолютно. Но помнить, что обязанность на гражданина до 18 июля обновить данные возложена. И через кабинет это сделать проще, чем путем посещения ТЦК.

— То есть меняется парадигма мобилизационного процесса, насколько я понимаю. Раньше это была ответственность ТЦК — вручить повестку, задокументировать это. А сейчас это ответственность призывника — узнавать, где моя повестка. Даже если она потерялась, то это тогда проблема не для ТЦК, а это уже проблема для призывника.

— Вполне, потому что призывники и военнообязанные должны были бы сообщать ТЦК, согласно действующему законодательству и в соответствии с новым законом, об изменении места регистрации, должны были бы являться в ТЦК во время военного положения ежегодно. Это нормы, которые действовали и раньше, просто каких-то реальных санкций, каких-то механизмов контроля и привлечения к ответственности не существовало. А если существовали, то они были не так эффективны, как до внедрения нового закона.

Сейчас он появился, и граждане должны принимать во внимание, что у них есть определенные обязанности, которые даже не касаются непосредственно службы. Однако обновление данных [необходимо для формирования] представления ТЦК, Генерального штаба и государства в целом об объемах мобилизационного резерва как в целом по стране, так и конкретно по регионам и призывным участкам. Поэтому граждане должны принимать во внимание эту обязанность, конечно.

— Каким образом ТЦК фиксирует, что повестка или требование была отправлена и отправлена по действующему адресу?

— Средствами почтовой связи может направляться требование. Требование направляется, если человек или после 18 июля не обновил данные, или если человек получил повестку и не явился.

Обычная повестка, как вызов, не может потеряться, поскольку она не может быть отправлена по почте. О почтовой связи мы говорим только в контексте имеющегося нарушения воинской обязанности.

Относительно вручения повестки. Были определенные заявления субъектов властных полномочий о наличии бодикамер, как у работников ТЦК, так и у полицейских, которые их периодически сопровождают, во-первых. А во-вторых, повестка вживую вручается под подпись, то есть человек корешок с вызовом оставляет себе, а отрывная часть с подписью, где он подписывается о получении вызова, остается в ТЦК. Таким образом обеспечивается подтверждение того, что повестку не оторвали и выбросили в мусорку, а действительно вручили человеку.

— Какая ситуация сейчас до 18 июля? Мобилизационный процесс продолжается?

— Конечно, мобилизационный процесс продолжается и до 18 июля. Из собственного опыта могу сказать, что и ТЦК, и военно-врачебные экспертизы, проводимые военно-врачебными комиссиями, [работают]. Государственные учреждения здравоохранения переполнены, поскольку значительная часть граждан понимает эту обязанность. Значительная часть граждан не реализовывали его в полном масштабе раньше и сейчас имеют два месяца на его выполнение.

Мобилизационный процесс продолжается, просто санкции сейчас не так быстро и не в таких количествах будут внедряться, как в случае нарушений после 18 июля.

— Какой механизм вручения повесток сейчас, до 18 июля?

— До 18 июля пока они могут, как всегда, вручаться вживую, фактически они могут направляться и через электронный кабинет, однако таких прецедентов и такого функционала пока что в Резерв+ я лично и мои коллеги не замечали.

— А что делать людям, у которых, например, нет военного билета? Какой алгоритм действий?

— Если у человека нет военного билета, нужно думать, либо у него вообще нет военно-учетного документа. Это означает, что он не стоит на учете в ТЦК. Тогда ему нужно стать на учет в ТЦК по месту своей регистрации. Если человек проживает в городе Киеве на Оболони, ему нужно обратиться в Оболонский ТЦК, написать заявление, его поставят на учет, выдадут военно-учетный документ.

Если же мы имеем в виду, что нет военного билета в смысле того, что человек имеет приписное свидетельство и данные не обновил, нужно написать заявление, указать ситуацию и получить алгоритм действий от вашего ТЦК, где находится ваше личное дело по месту прописки.

— Какой алгоритм действий у граждан до 25 лет?

— До 25 лет граждане остаются призывниками. То есть мобилизоваться они не могут по их желанию, однако они должны иметь свое временное удостоверение или приписное свидетельство, в зависимости от их возраста и специфики обучения, и должны проходить военно-врачебную комиссию по вызову ТЦК или по распоряжению их учебного заведения, где они учатся.

— А как будет решаться вопрос воинской службы, что тоже прописано в законе?

— Для граждан до 25 лет вместо призыва вводится базовая военная служба. Это сокращенный или наоборот удлиненный для гражданского населения курс базовой общевойсковой подготовки. Вместо фактической потери года или двух на срочной службе (потери путем строевой подготовки, уборки, строительства…) граждане будут в течение нескольких месяцев проходить военную подготовку, овладевать военным делом.

И я лично считаю, что находясь в стране, по которой прилетают бомбы и ракеты, где на севере диверсионно-разведывательные группы, где периодические обстрелы, не будет проблемы в том, что мужчины и женщины будут уметь пользоваться оружием и накладывать турникет. Это реформа, которая назревала уже очень давно, классно, что ее внедрили, плохо, что столько времени потратили на ее подготовку.

Отмечу, что базовая военная служба 2024 года не будет проводиться, а начнется в 2025 году. Срок будет определяться президентом.

— Можно сказать, это интенсивный курс молодого бойца, где акцент сделают именно на военной подготовке?

— Абсолютно. И также законом указано, что даже после прохождения базовой военной службы, после получения военно-учетной специальности, человек все равно не мобилизуется в армию. То есть мобилизационный порог сейчас 25 лет. Даже если вы пройдете базовую военную службу в 19 лет, и это никоим образом не запрещено законом, вы все равно не будете военнообязанным в контексте обязанности мобилизации.

— Что грозит людям, у которых будут определенные нарушения?

— Здесь нужно диверсифицировать, какое именно нарушение. Стоит вспомнить все, с точки зрения административной ответственности.

В статью 210−1 Кодекса об административных правонарушениях недавно внесли изменения, увеличили санкцию. Сейчас за нарушение правил воинского учета физические лица могут привлекаться к ответственности в виде штрафа и кумулятивной дополнительной санкции в виде лишения права управлять транспортным средством. Штраф повышен — от 17 до 25 тысяч гривен. Это окончательная сумма, потому что относительно его размеров велись активные дискуссии. Это для физических лиц.

Для юридических лиц, то есть для предприятий, которые нарушают правила воинского учета, не ведут воинский учет, не собирают копии актуальных военно-учетных документов своих работников, предусмотрены большие штрафы. Поскольку у них, у предприятий, у должностных лиц большая ответственность.

Если же гражданину, который получил повестку и не явился, поступило требование, которое он также игнорирует, или если гражданин периодически совершает игнорирование вызовов в ТЦК, даже после сообщения в этих вызовах о наступлении уголовной ответственности, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 336 Уголовного кодекса, которая предусматривает, в частности, лишение свободы, если я не ошибаюсь, до четырех лет.

— За какие нарушения сейчас людям могут грозить штрафы от 17 до 25 тысяч гривен? Мы сейчас говорим о промежутке времени до 18 июля этого года.

— До 18 июля, как и после 18 июля санкция установлена в размере от 17 до 25 тысяч. Если вам выдали вызов в ТЦК, вы не явились и, что важно, не мотивировали уважительными причинами вашу неявку… Уважительные причины предусмотрены как законом, так и подзаконными актами. Это среди прочего болезнь, стихийное бедствие, смерть близкого человека и тому подобное. Тогда на вас может быть наложен штраф в виде этой суммы от 17 до 25 тысяч и вас могут лишить права управлять транспортным средством.

— Как распространяются нормы законодательства, о которых мы говорим, на граждан, находящихся за пределами Украины, за рубежом?

— Конечно, возможности работников ТЦК ограничиваются границами нашего государства. Вручить кому-то вызов в ТЦК в Испании или в какой-то другой стране невозможно.

В то же время другие способы отправки вызова пока не проработаны. Законодательством предусмотрены, однако до сих пор государством не внедрены. Поэтому привлекать к ответственности граждан за рубежом пока я не вижу юридических возможностей.

Но, если гражданин попытается реализовать свое право на получение актуализированных украинских документов в консульских учреждениях без актуализированных данных, он может вполне правомерно столкнуться с проблемами и ограничениями. То есть для граждан за рубежом есть как раз приложение Резерв+, через которое можно актуализировать свои данные.

Настоятельно советую помнить о статье 65 Конституции, которая указывает, что обязанность защищать страну у нас общая, и данные обновить, если у них есть желание получать актуализированный загранпаспорт, например.

poster
Сьогодні в Україні з Андрієм Смирновим

Дайджест новин від відповідального редактора журналу NV

Показать ещё новости