Разминирование Украины: технологии ХХІ века против оружия ХХ-го
depositphotos
Значительная часть украинских земель пострадала из-за полномасштабного вторжения россии — в частности, вследствие загрязнения взрывоопасными предметами. Несмотря на консервативные оценки в «десятки лет», необходимые на их очистку, процесс может значительно ускориться. Среди прочего, поспособствовать могут современные технологические решения.
«Разминирование Украины — это глобальный проект и инвестиция в безопасность Европы», — заявил глава украинского правительства Денис Шмыгаль на открытии в столице Хорватии Международной донорской конференции высокого уровня по гуманитарному разминированию 11 октября.
Эта проблема действительно касается не только нашей страны. Сегодня заминированными могут считаться около 170 тысяч км² территории Украины — в частности, и водоемы, и акватории Черного и Азовского морей. Это около трети от общей площади государства. Всемирный банк оценивает, что полная очистка территории Украины от взрывоопасных предметов может стоить $37 млрд — предполагается, что это может длиться годами.
Разминирование — процесс простыми словами
Работа над этой проблемой продолжается прямо сейчас, несмотря на ведение боевых действий. В частности, речь идет как о неотложном (то есть первоочередном), так и гуманитарном (то есть комплексном) разминировании. Как только украинские территории деоккупируют, определенные специалисты начинают оперативное разминирование.
В целом разминирование территорий происходит по приоритетности:
- сначала очищают ключевые логистические пути, энергетическую и водную инфраструктуру. Благодаря этому можно восстановить электропередачу и водоснабжение — самое важное для жизнедеятельности населенных пунктов,
- далее речь идет уже о гуманитарном разминировании: в частности, сельхозземель и участков общего пользования,
- и, наконец, разминируются природные экосистемы, земли за пределами населенных пунктов, леса. Кроме того, работают на воде и под водой ради обеспечения безопасности акваторий — рек, озер, морей.
Сколько времени это может занять? Вопрос остается открытым. Как правило, что касается длительных военных конфликтов, используют условную формулу «год войны = 10 лет разминирования». Для Украины отсчет начинается даже не с 24 февраля 2022 года, а с 2014 года — аннексии Крыма и вторжения россии на востоке. «Классический» подход в таком случае может говорить о столетии такой работы.
Технологии на службе мира
«Впрочем, не стоит заблаговременно выносить вердикт о не менее 100 лет, необходимых для полного разминирования. Четкое планирование и временные перспективы станут известны после полной деоккупации всех территорий суверенной Украины в границах 1991 года. Другим важным фактором является вопрос технического обеспечения. Современные технологии дают возможность очищать территории качественнее, быстрее и безопаснее», — отмечает заместитель министра внутренних дел Украины Богдан Драпятый. Он убежден, что научно-технический прогресс непременно повлияет на процессы разминирования, а значит, и формула «один к десяти» подвергается корректировке.
Примером такой инновации является технология RTK (Real-Time Kinematic). Она позволяет работать с сигналами глобальной навигационной спутниковой системы и получать точные координаты в режиме реального времени.
Система базируется на сети опорных GNSS-приемников, которые корректируют позицию, полученную через GPS, дабы обеспечивать максимальную точность. Эта поправка передается с помощью сотового сигнала, а при его отсутствии используется спутниковая сеть.
Сейчас процесс разминирования не включает понятие «маршрут» — речь идет только о конкретных объектах. То есть точках на карте. Поэтому на практике разминирование выглядит следующим образом: саперы находят взрывоопасные объекты на территории, а затем вносят в систему ГСЧС точки, где эти объекты находятся. К сожалению, погрешность локализации при таком подходе составляет до 30 м.
.
Киевстар уже запустил технологию Real-Time Kinematic, построенную на мобильной сети, а в следующем году планирует добавить и спутниковую опцию. Последняя предлагает точность позиционирования около 3−6 см, тогда как мобильная — 2−3 см. Для Украины обе будут полезными: спутник позволит «увидеть» всю территорию страны и помочь в тех регионах, где пока нет украинской мобильной сети (например, Крым или часть Донецкой области).
Военные также заинтересованы в расширении своих технических возможностей. Поэтому Киевстар уже испытывает ряд интегрированных решений на полигонах.
Поддержка со стороны бизнеса и общества
Разминирование украинских земель — бесспорно, вопрос национального и даже международного уровня. Впрочем, инициатива и поддержка отечественных компаний и предпринимателей также может ускорить этот процесс. И технологические инициативы Киевстар — это не единственный пример. Мощным драйвером разминирования могут стать и украинские аграрии. Так, сейчас к категории высокого риска отнесен почти каждый третий гектар украинских сельхозземель — это те участки, на которых продолжались активные боевые действия.
Есть ли смысл аграриям инвестировать в разминирование таких земель? Роман Нейтер, аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики (KSE), указывает на два варианта. Он утверждает, что при условии лишь нескольких инцидентов вроде «прилета», такие земли, скорее всего, будут разминироваться частными операторами противоминной деятельности. «В таком случае проверка и разминирование могут стоить около 600 долларов за гектар», — указывает он. Или же этим занимаются и сами фермеры: в частности, есть немало примеров, когда аграрии собственноручно оборудуют тракторы под эту задачу. Таким образом немало участков в Черниговской и Сумской областях уже очистили.
Тем не менее, в более широком масштабе вопрос разминирования, конечно, требует более системного подхода, убежден руководитель направления земельной реформы программы USAID АГРО Сергей Кубах. «Это не задача исключительно фермеров. Это вопрос международного сотрудничества, финансирования, привлечения доноров — и это уже делается», — отметил Сергей Кубах. Так, уже почти 40 стран и организаций-партнеров Украины согласовали выделение около $250 млн, в частности, на спецтехнику для гуманитарного разминирования.
Пример такой благотворительной инициативы — «Нам здесь жить», основанной Киевстаром совместно с фондом компетентной помощи армии «Повернись живим». Она собирает на транспорт и снаряжение, дабы ускорить разминирование и обезопасить жизнь саперов. На проект уже собрано более 110 млн грн, а 51-я саперная группа уже получила необходимое оборудование. Цель инициативы — собрать 175 млн грн, а сам Киевстар внес 20 млн грн.
Еще одна возможность — это созданное ГСЧС совместно с партнерами мобильное приложение «Разминирование Украины». Среди прочего, оно позволяет отслеживать места обнаружения взрывоопасных предметов (ВОП). На интерактивной карте показаны потенциальные и уже подтвержденные опасные зоны, к которым не следует подходить, а при приближении к ним приложение предупредит об угрозе. В «Разминировании Украины» можно также оперативно уведомить специалистов ГСЧС об обнаружении взрывчатых или подозрительных предметов и вызвать саперов для проверки и обезвреживания опасных находок. К тому же в приложении есть возможность подать заявку, чтобы стать сапером или оператором противоминной деятельности — это упростит привлечение частных компаний к очистке территорий Украины.
Между тем на конференции в хорватском Загребе партнеры Украины подтвердили общую сумму обязательств помощи в гуманитарном разминировании в почти 500 млн евро. Таким образом, совместными усилиями украинцы, бизнес и мировое сообщество поспособствуют более ускоренному очищению украинских земель от принесенной врагом взрывной угрозы.