«Новая и очень серьезная проблема». Авиаэксперт рассказал об опасности от модернизированной ракеты Х-101, которой РФ ударила по Охматдету
Аналитик, авиаэксперт Константин Криволап рассказал в интервью Radio NV, как россияне модернизировали ракеты Х-101, которыми нанесли удар 8 июля по Киеву, и почему нам надо «срочно делать выводы».
— Ведется дискуссия о том, что произошло в Киеве. Кажись, мы говорим о прямых попаданиях по нашей военной инфраструктуре (предприятию ВПК). Мы не можем не говорить о ракете, которая прилетела прямо в Охматдет. Поняли ли вы, что произошло?
— По 08.07. Возможно, я где-то ошибаюсь, но пытался сделать более-менее логичную картинку того, что произошло. Атака началась ночью, где-то в 00:00 вылетели из Оленьи Ту-95, вооруженные Х-101, полетели к пусковым рубежам, и запустили как-то странно четыре ракеты Х-101, которые начали летать над нашей территорией, явно провоцируя все средства ПВО проявиться. Все средства ПВО, когда мимо них летает эта Х-101, как-то засвечиваются. Когда в 10:30 началась воздушная тревога и было понятно, что будут бить Кинжалами, я впервые за все время войны (а я все время со своей семьей в Киеве) дал команду «в ванную всем срочно». И услышал даже, как пролетают эти крылатые ракеты.
Итак, они смогли модифицировать Х-101 не только с точки зрения увеличения самой боевой части, не только за счет того, что оборудовали их кассетной боевой частью. Они смогли достаточно серьезно улучшить акселерометр, который позволяет им летать на очень низких высотах. В некоторых районах видели ракеты, которые пролетали на уровне 17 этажа.
Что сделали фактически рашисты? Они нанесли очень концентрированные удары с разных сторон почти в течение семи-восьми минут. И таким образом они смогли пробить нашу оборону. Вот что произошло. А то, что это был удар, рассчитанный для поражения двух медицинских объектов, один из которых Охматдет, — это стопроцентно. Ракета Х-101 — это у россиян лучшая ракета, может, она даже среди ракет такого класса находится в первой двойке-тройке, а, может, и выше. Это ракета, которая действительно доработана, работает, действует, она очень эффективна и для нас крайне опасна.
Все, что делали с помощью искандеров, кинжалов, цирконов, — это все были отводки. Потому что главное было — довести эти ракеты до цели. Те поражения, которые они собирались получить, можно было сделать по Охматдету только с помощью кассетных боевых зарядов.
Те пять ракет, которые зашли к [заводу] Артема (могу назвать этот объект, потому что уже в Википедии пишется, какие были удары, где и сколько) — это тоже Х-101. Довольно странная реакция наших средств ПВО. Коммуникация — просто тишина. Если даже взять арифметику, то арифметика этого удара не сходится. Мне кажется, наше население уже может достаточно спокойно получать правдивую информацию о том, что происходит в нашем воздушном пространстве и не только.
— Появлялись видео, не уверен, это видео тех же ракет, что над Каспийским морем летели эти Х-101 на низкой высоте. А когда мы говорим о том, что это достижение российских оккупантов, что они могут на такой очень низкой высоте двигаться, что это значит? В чем здесь достижение?
— Трипольская ТЭС была разбита ракетой Х-69, была уничтожена, потому что ракета курсировала очень низко. Они эту технологию — сканирование по рельефу местности — освоили не только по Х-101, а и Х-69, вижу, тоже. Она может летать на совсем малой высоте. Там есть несколько ракет… Они и в калибрах снизили высоту, это тоже заметили наши ПВОшники, научились этому.
Почему это сложно обнаруживать? Потому что есть геометрия земного рельефа, и если у тебя в воздухе не летает что-то вроде SAAB 340 или Боинга с AWACS, тебе очень трудно обнаружить цели, которые идут низко, ты плохо видишь. Мы получили одну французскую систему, которая видит это очень хорошо, заказали другую систему, такую же французскую, потому что она показала свою достаточно высокую эффективность. Но это очень специфическая тематика радиолокационного наблюдения за целями, которые очень низко летают. Это проблема.
И нам надо срочно делать из этого выводы, потому что это повысило возможности поражения наших аэродромов и других объектов с точки зрения использования именно ракет Х-101, которые будут летать на малых высотах. В этой ситуации, когда мы сбивали 85−90%, даже 100% Х-101, как и шахедов… Сейчас с этими новыми системами модернизации, с новыми системами выброса тепловых помех, системами РЭБ, которые установили на эти ракеты, они стали достаточно опасными. И к ним уже нельзя относиться так, как мы относились полгода назад. Это, считайте, новая и очень серьезная проблема. Они показали, что могут это делать.
— Здесь также интересно, что сразу включились российские пропагандисты, мол, это антиракета, Patriot, это они туда попали. Но есть неопровержимые доказательства, что это Х-101. Это подтверждено и со стороны Украины, и независимыми расследователями.
— Я думаю, не стоит тратить время и это обсуждать. Но то, что у российских террористов сразу после удара были различные сообщения об этом, говорит, что они к этому готовились. И не один день, а очень долго. Я хотел сказать, что производство ракет и их модернизация — это единственный потенциал у рашистов сейчас, в котором я не вижу падения. Не могу сказать, что он растет, но занял такую полочку, а все остальные [показатели] падают.