Перехват инициативы. Как украинские войска впервые за долгое время отбрасывают врага от Покровска — эксклюзив NV
«Чижик» — командир американской БМП M2 Bradley — служит в ВСУ с 2016 года (Фото: Сергей Окунев / NV)
Словосочетание «Покровское направление» стало едва ли не главным во второй половине 2024 года в Украине. После захвата Авдеевки в начале года россияне развили дальнейшее наступление, преодолели несколько десятков километров и приблизились к одному из ключевых городов всей Донецкой области. Эксперты прогнозировали большую битву за Покровск еще осенью 2024 года, а некоторые авторитетные аналитики сомневались, удастся ли Силам обороны удержать контроль над стратегическим городом.
С первых дней 2025 года ситуация неожиданно начала меняться. Продвижение врага сначала значительно замедлилось, а затем почти остановилось. Количество штурмовых действий на Покровском направлении уже в январе 2025 года значительно уменьшилось. Уже в феврале начали появляться новости о локальных контрударах Сил обороны, которые позволили отбросить врага на нескольких небольших участках.
Журналист NV Сергей Окунев в очередной раз отправился под Покровск, чтобы провести день с одним из ключевых подразделений на этом участке фронта и понять, что изменилось на самом сложном направлении и что позволяет украинским военным впервые за долгое время наносить контрудары.
Создание этого материала связано со многими нюансами информационной тишины. Любая, даже самая удачная операция ВСУ, имеет значительные ограничения с точки зрения распространения информации. В этом материале упоминаются населенные пункты и события, о которых уже сообщалось официально — на ресурсах подразделений ВСУ или командования. NV не распространяет информацию, которая могла бы создать угрозы для украинских военных и гражданских.
Бои за «мелкие села» или перелом тенденции? Как на самом деле оценивать последние события под Покровском
Последние события под Покровском стоит рассматривать в контексте общих тенденций на фронте. Ноябрь стал самым сложным месяцем для Сил обороны в 2024 году. Тогда у врага были рекордные продвижения и количество штурмовых действий. Только в ноябре, согласно официальным сообщениям командования, на Покровском направлении произошло более 850 боевых столкновений, все они были связаны со штурмовыми действиями врага и попытками их остановить.
Однако уже в начале 2025-го ситуация начала меняться. Количество захваченных за месяц территорий сократилось почти вдвое относительно самого сложного ноября. А в феврале 2025 года у врага были рекордно малые продвижения за полгода и было захвачено почти в 4 раза меньше территорий, чем в ноябре 2024.
Именно на фоне замедления продвижения врага появились и первые сообщения об успешных контрударах украинских войск. Российская пропаганда заявляет, что украинские военные «захватили мелкие села», пытаясь подать эти контратаки как якобы незначительные и такие, что совсем ни на что не влияют.
По состоянию на данный момент речь действительно не идет об освобождении больших территорий или населенных пунктов, однако речь идет о перехвате инициативы. Если в конце 2024 года в части украинского общества и даже среди ряда экспертов обсуждалась почти неизбежная потеря Покровска и возможное продвижение врага в Днепропетровскую область, то сейчас OSINT-специалисты спорят о масштабах новых продвижений украинских войск и отступлении россиян из тех или иных населенных пунктов на этом участке фронта.
Впервые о контратаках на Покровском направлении 11 февраля официально сообщил спикер оперативно-стратегической группировки войск «Хортица» Виктор Трегубов. Однако он предостерег от громких заявлений и уточнил, что сообщать об освобождении территорий можно только тогда, когда там установлен стабильный контроль, а враг отброшен значительно дальше.
7 марта разведка Эстонии официально подтвердила, что Украина проводит успешные контратаки на Покровском направлении, а 10 марта эту информацию объявила и разведка Великобритании. Иностранные разведки, в частности, подтверждают удачные попытки украинских войск отбросить врага от стратегически важной трассы «Покровск-Днепр». Именно выход или огневой контроль над этой трассой был одной из ключевых целей врага в конце 2024 года.
Котлино, Удачное и Песчаное — вот названия украинских населенных пунктов, где ВСУ имеют успех последние недели. Одним из ключевых подразделений, отбрасывающим врага от Покровска, стал 425-й штурмовой полк «Скала». 8-го февраля официально сообщалось, что штурмовики «Скалы» выбили оккупантов из поселка Котлино, расположенного в 10 километрах от Покровска. 2 марта подразделение объявило о контрударах возле села Удачное и зачистке врага на целом ряде позиций.
«Один уничтожил три единицы техники». Как бойцы полка «Скала» отбрасывают врага, используя американскую технику
Подразделение «Скала» начало свою историю как батальон разведки и впервые активно обсуждалось в СМИ во время контрнаступления Сил обороны на Харьковщине осенью 2022 года. Уже тогда подразделение имело репутацию «штурмового». Бойцы батальона «Скала» одними из первых вошли в город Изюм, освобождение которого имело стратегическое значение сразу для нескольких направлений.
Начало 2025 года может стать для подразделения выдающимся. Пройдя ожесточенные бои под Угледаром, Нью-Йорком и Торецком, батальон объявил о расширении до штурмового полка, что предусматривает, в частности, создание дополнительных танковых и артиллерийских подразделений и набор новых бойцов.
Уже сейчас «Скала» активно использует американскую БМП M2 Bradley. Журналист NV встретился с одним из командиров такой машины с позывным Чижик. Мужчина служит в ВСУ с 2016 года. Он начинал как пехотинец, прошел много должностей и звеньев в армии, но признается: никогда не думал, что будет возможность использовать современную американскую бронетехнику для защиты Донецкой области.
«Когда я узнал, что еду на обучение и буду командиром Bradley, то, конечно, был очень рад. Сразу как я ее увидел, первые 5 минут — я уже понял, что это совсем другой уровень техники. Как „Запорожец“ и „Maybach“. Плюсов очень много. Автоматическая система управления, очень хорошая броня, системы наведения, очень мощная пушка. Минусы? Нет. Ни одного».
Во время всего разговора с Чижиком складывается впечатление, что боец по-настоящему влюблен в американскую машину. Командир говорит, что за время АТО/ООС у него был опыт воевать на совсем других видах техники, и именно контраст между современной компьютеризированной американской техникой и старой советской позволяет почувствовать все преимущества.
«Когда враг видит, что на позицию выходит Bradley, он уже боится. Потому что знает, что это означает. Уже здесь, на Покровском направлении, мы очень много врага уничтожили. Работаем по пехоте обломочными снарядами из пушки — они создают шар обломков 5 метров вокруг точки попадания. Даже укрепления врага не спасает. А точность и системы наведения позволяют попасть в пивную бутылку на расстоянии 2 километров. Как это вообще можно сравнивать с советскими аналогами?» — говорит военный.
Чижик рассказывает о примерах своей работы как о будничных событиях. Например, недавно его экипаж останавливал колонну врага, которая таки смогла прорваться и преодолеть небольшое расстояние. Тогда на «тушение пожара» отправили Bradley. Три единицы вражеской техники были полностью уничтожены, еще несколько повреждены и брошены врагом во время отступления. Чижик говорит, что это обычный пример работы его машины.
«Что она может пробивать? Из их [российского] вооружения — все. Бронетранспортеры, машины пехоты пробивает насквозь. Нет шансов. На самом деле даже можно танк уничтожить, если знать, куда вести огонь», — уточняет командир машины.
Bradley полка «Скала» также привлекали к штурмовым действиям и контрударам на Покровском направлении. В этом участвовал и экипаж Чижика. Военный говорит, что успех контратак был обеспечен грамотным планированием операции.
«Я выезжал работать несколько ночей в этот населенный пункт. Очень быстро заходим, работаем по их позициям — они даже не успевают понять, что происходит. И после нескольких таких выездов, когда они уже были вымотаны, когда понесли серьезные потери, когда их укрепления разрушены, тогда я завозил наших штурмовиков», — описывает Чижик одну из последних успешных операций на Покровском направлении.
Командир экипажа говорит, что чувствует изменение тактики и вообще изменение ситуации на направлении. Это обсуждают и военнослужащие между собой. Но он признается: вести наступление, даже небольшое, всегда сложнее, чем останавливать врага. В первую очередь это значительно сложнее для украинских штурмовиков и пехоты. Но даже техника, которая поддерживает штурм, сталкивается со значительно большей опасностью, чем при обороне.
«Можем ли мы наступать еще? Точно можем. Если продолжится это правильное планирование, правильные команды, как последний раз, то, конечно, можем продолжать. И еще бы нам больше техники, новые Bradley, то было бы еще эффективнее», — убежден Чижик.
Без легкомысленного оптимизма. Какие перспективы у контрударов под Покровском
С первыми новостями о контрударах под Покровском некоторые блогеры уже публиковали и продолжают публиковать «аналитику» и даже карты с гипотетическим будущим продвижением ВСУ. По мнению этих «экспертов», впоследствии контрудары под Покровском якобы должны привести к уничтожению всего российского фланга атаки на юг от Покровска, что предполагало бы продвижение ВСУ на десяток километров.
Все военнослужащие, с которыми удалось пообщаться журналисту NV, — начиная от офицеров и заканчивая штурмовиками, непосредственно участвующими в контратаках, — реагируют на подобные заявления и прогнозы крайне негативно и раздраженно. Контрудары, которые сейчас осуществляют Силы обороны, выглядят как локальные спецоперации с привлечением небольшого количества штурмовиков, спецназовцев и единичного применения техники. ВСУ используют проблемы оккупантов с логистикой и истощенность определенных подразделений.
«Когда у них было продвижение, они использовали тактику „вперед-вперед“ более всего, чтобы зайти на те или иные участки. Но дальше встает вопрос логистики, местности, наличия сил и средств для контроля того или иного участка. Скажем так, мы тоже можем прямо сейчас с большими потерями прорваться на определенный участок, показать хорошую картинку, что мы уже там. И через неделю или две получить разгром, потому что „забежать“ в населенный пункт — это еще не значит контролировать его», — объясняет ситуацию один из офицеров другой бригады ВСУ, которая также частично привлечена к контрударам под Покровском.
По состоянию на данный момент речь не идет о полноценном контрнаступлении с использованием тысяч или десятков тысяч украинских военнослужащих и продвижением на десяток километров. Однако контрудары ВСУ могут выполнять локальные, но крайне важные задачи.
«Видимо, гражданские люди размышляют исключительно вопросом освобождения территорий. И в таком случае, действительно, наблюдая наши продвижения на одно-два-три небольших села, не складывается впечатление, что это на что-то влияет. Однако существуют крайне важные локальные задачи. Защита логистических путей, в частности трассы Днепр-Покровск. Есть участки, контроль над которыми позволяет значительно расширить радиовидимость и усилить возможности наших FPV-подразделений», — объясняет офицер.
В январе 2025 года стало известно, что Михаил Драпатый официально возглавил оперативно-стратегическую группировку войск «Хортица», в зону ответственности которой попадает как Покровское направление, так и другие сложные направления фронта. Многие публичные военные, эксперты и волонтеры восприняли назначение Драпатого как едва ли не лучшую кандидатуру на эту должность.
Лейтенант ВСУ с позывным «Алекс» — 24-летний Александр, автор авторитетного Telegram-канала «Офицер ✙» с более чем 170 тысячами подписчиков, поделился наиболее свежей оценкой ситуации на Покровском направлении.
«Немножко стало легче на Покровском направлении по сравнению с последними днями. Фактически штурмы не прекращаются 24/7, но количество личного состава противника, который применяется, уменьшилось в 2 раза. […]. Такое ощущение, что у п*даров и транспорт заканчивается. Например, на Покровском и Купянском направлении в основном преобладают именно пешие штурмы мелкими группами. Конечно, машины все еще применяют, но не так много и довольно большой разрыв между ТС. Такое ощущение, что это не организованный штурм, а получается кто намутил себе тачку, у гражданских или еще где-то — тот на штурм едет на колесах, а другие будто лохи или те, кто провинились, — идут пешком, потому что так, по их мнению, меньше шансов выжить и безопасно добраться до точки высадки. Но факт остается фактом, большого количества автомобильной техники на штурмах противника почти нет, почти нет больших организованных колонн»
22 марта стало известно, что на командном пункте «Покровск» прошло совещание с участием президента Украины и командиров подразделений и бригад. В частности, в совещании приняли участие командиры подразделений из проекта «Линия дронов», который объединил лучшие беспилотные подразделения ВСУ. Некоторые подразделения из проекта уже эффективно выполняют задачи на Покровском направлении, но некоторые находятся в состоянии увеличения и доукомплектования. Совещание 22 марта свидетельствует о том, что некоторые эффективные подразделения, которые увеличились в последнее время, могут уже вскоре усилить оборону Донецкой области.