«Не знаю, как там держатся наши». Сергей Грабский — о наиболее интенсивном направлении фронта и новом наступлении России
Военный эксперт Сергей Грабский в интервью Radio NV — о намерении армии РФ осуществить наступление на Боровую, в Харьковской области, и попытки врага собрать ударный кулак на покровском направлении.
— Давайте начнем с сообщения от DeepState. Они пишут, что российская армия планирует наступать на Боровую, в Харьковской области. На том участке фронта у них находится до 10 тысяч личного состава и примерно 200 артиллерийских систем. В Третьей штурмовой бригаде это заявление подтверждают и говорят, что враг усиливает атаки, чтобы выйти на границы Луганщины. Что мы должны понимать об этом очередном обострении на Харьковщине?
— Надо понимать, что противник, осознавая, что окно возможностей у него постепенно закрывается в связи с поступлением вооружения и боевой техники, и запланированным подвозом дополнительных контингентов сил и средств Украины, сейчас осуществляет отчаянные атаки на разных участках фронта, пытаясь выявить, где можно получить наибольшее преимущество.
То есть там, где он может прорвать наши позиции, он неустанно прощупывает наши позиции на большинстве протяженности линии фронта. И сейчас, в частности для выполнения своей сверхважной задачи, а именно оттеснения нас за реку Оскол и создания «буферной зоны» уже между Луганской и Харьковской областью, он концентрирует дополнительные ресурсы для того, чтобы осуществить прорыв на том участке фронта.
Собственно, это не первая [попытка]. Они уже пытались это делать в прошлом году и им не удалось. Но на сегодня надо понимать, что противник учел ошибки прошлого года и сосредотачивает достаточно серьезный потенциал, что вызывает беспокойство нашего командования и тех подразделений, которые обороняют те позиции и готовятся к дальнейшим боевым действиям.
— Представитель ОСУВ Хортица тоже прокомментировал эту информацию. Говорит, что пока не нужно паниковать, что враг страшно наступает, — готовы к любому развитию событий Силы обороны Украины, дадут адекватный ответ. Я так понимаю, это фраза для успокоения общества, потому что она мало что объясняет.
— Вы знаете, не для успокоения общества, а для того, чтобы показать действительное положение дел. Но надо понимать, что мы не являемся сторонними наблюдателями, которые только смотрят, как противник сосредотачивается, готовится к нанесению ударов. Мы наносим ответные удары. Мы, понимая замысел противника, делаем все возможное, чтобы этот замысел не удался.
Это почти такая ситуация, как сейчас наблюдается в Сумской области, где противник проводит демонстрационные действия, где противник обстреливает наши населенные пункты, но сил и средств у него не хватает. Соответственно, мы, осознавая угрозу, делаем все возможное, чтобы эта угроза не материализовалась. Но вместе с тем надо понимать, что она пока существует. Мы должны быть готовы к такому развитию [событий].
То есть это наступление противника является предсказуемым. И сейчас это зависит, в частности, от того, насколько наше военное руководство, наши подразделения будут готовы встретить противника. Это и подготовка позиций, это и обеспечение личным составом, вооружением, техникой и так далее.
То есть сейчас (при всей героичности 3-й штурмовой бригады) надо осознавать, что противник пытается нарастить свою группировку на этом направлении в соотношении 1:3 или 1:5.
— В группе Інформаційний спротив, в частности Константин Машовец, пишут о вероятном основном направлении штурмов летне-осенней кампании россиян. Это группировка войск Центр. Там сейчас насчитывается около 87 тысяч личного состава. Причем именно на покровском направлении развернуто примерно 68−70 тысяч. Кроме того, обращают внимание, что у командования группировки войск Центр достаточно мощный резервный компонент, — как минимум одна мотострелковая бригада, которая доформировывается, два мотострелковых полка. То есть, по сути, полноценная мотострелковая дивизия. И командование не трогает эту группировку — [не перебрасывают] ни на Волчанск, ни на Часов Яр. То есть происходит наибольшая концентрация российских войск на покровском направлении. Правильно ли, что наиболее придирчивый интерес должен быть именно к этому направлению, потому что там больше всего оккупантов?
— Здесь надо сделать шаг назад и посмотреть внимательно на карту. Вы вспомнили уже сейчас Часов Яр, пока оставим в покое Волчанск. Теперь посмотрите внимательно: замысел противника очевиден и понятен для всех, кто немножко разбирается в ведении боевых операций.
Что происходит? Противник пытается прорваться к Часовому Яру и наступать дальше на Константиновку. Покровская группировка противника сейчас сосредоточена на выполнении двух основных задач, причем задача № 1 — это продвижение по направлению к трассе от Покровска до Константиновки — является основной. И уже сейчас часть трассы находится в зоне поражения вражеской артиллерии. То есть уже сегодня мы не можем использовать эту трассу.
Поэтому замысел противника абсолютно очевиден. Прорваться через Очеретино к этой трассе и создать угрозу окружения наших войск в Торецке.
Поэтому нельзя разделять, например, отдельно часов-ярское направление и покровское направление без осознания замысла противника, а именно прорыва и окружения наших войск в районе Торецка, в последней части донецкой агломерации, которую контролирует Украина. Для нас эта потеря будет, конечно, болезненной.
Если посмотреть на карту DeepState, вы увидите, что там противник не продвинулся ни на сантиметр с самого начала широкомасштабного вторжения. Поэтому именно сейчас там постепенно активизируются боевые действия. Последнее сообщение свидетельствует о том, что противник усилил обстрелы Нью-Йорка, Торецка и других населенных пунктов в этой зоне, пытаясь нарастить темпы наступления на этом участке фронта, несмотря на свои потери.
Там бои идут с наиболее высокой интенсивностью. И я, честно говоря, не знаю, общаясь с нашими ребятами, как они еще держатся там. Потому что враг давит такой массой, что соотношение 1:3, 1:5, а то и 1:6. Сами понимаете, мы вынуждены отходить на том направлении. И именно это дает врагу вдохновение. Именно поэтому они: а) не трогают эту группировку, б) делают все возможное, чтобы развить наступление.
Именно это направление является на сегодня наиболее угрожающим для нас. Несмотря на то, что в ближайшей перспективе это не будет иметь каких-то серьезных последствий, потому что враг понес чрезвычайно высокие потери; с выполнением этой задачи он просто не сможет наступать вперед. Но в дальнейшем, взяв под контроль донецкую агломерацию (а надо понимать, что это все, собственно, один город — Донецк, Ясиноватая, Макеевка, Горловка, Торецк — это все большая агломерация), он получит очень важный козырь, если можно так сказать, — [возможность] подготовки по следующим наступлениям.
И сами понимаете, что такое городская застройка, как трудно будет освобождать эту территорию в будущем в случае ее потери. Поэтому враг осознает важность этой локации. Он делает все возможное, чтобы выполнить свои задачи на этом направлении.
Повторюсь еще раз: я не знаю, за счет чего держатся наши ребята на тех линиях.