«Не надо делать фейсбук-законодательство». Может ли Умеров мобилизовать украинцев за границей или наказывать их за «уклонение» — объясняет юрист
Адвокат Роман Лихачев объяснил NV, насколько жизнеспособно намерение министра обороны Рустема Умерова мобилизовать мужчин, выехавших из Украины.
Умеров предположил, что в следующем году могут призвать на военную службу мужчин из Украины в возрасте от 25 до 60 лет, которые проживают за рубежом. Для этого эти люди должны явиться в призывные пункты ВСУ. Умеров также дал понять, что в случае невыполнения этой просьбы против «нарушителей» могут быть применены определенные санкции.
При этом спикер Минобороны Илларион Павлюк уточнил, что в ведомстве на данный момент не обсуждают вопрос призыва мужчин из-за границы. В то же время если граждане хотят присоединиться к армии, они могут самостоятельно приехать в Украину и сделать это.
По словам Павлюка, министр говорил журналистам о рекрутинге и необходимости донести до украинцев за рубежом, как важно им присоединиться к армии, а разговоров о механизмах призыва нет.
Теоретически прописать возможность призыва мужчин, проживающих за границей, возможно, — так в разговоре с NV прокомментировал заявление министра Роман Лихачев, адвокат приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека. Но, по его словам, на данный момент непонятно, каким может быть соответствующий механизм.
Многие украинцы, в том числе мужчины, которые выехали за границу, получили на новом месте так называемую временную защиту от других стран. Чтобы «обойти» ее, такие основания для выдворения, как, например, отсутствие пребывания на воинском учете, «уклонение» от мобилизации или неправомерный выезд из Украины по системе Шлях должны быть прописаны не только в украинском, но и в международном законодательстве. Иначе, объясняет юрист, экстрадиция таких мужчин будет просто невозможной.
«Поскольку у них нет подозрения относительно совершения уголовного правонарушения, они не находятся в розыске как подозреваемые, то решать вопрос об их доставке в Украину согласно международного законодательства будет невозможно», — считает Лихачев.
И если уж начать эту идею реально воплощать в жизнь, то необходимо будет обсуждать изменения в законодательство с теми странами, в которых проживают все выехавшие украинцы. Также следует будет и инициировать изменения в международное законодательство.
Что касается Украины, то основной вопрос, по мнению адвоката, заключается в том, есть ли техническая возможность для имплементации идеи о призыве мужчин, которые находятся за рубежом.
Из главных вопросов, которые возникают в случае внедрения намерения Умерова, Лихачев называет следующие:
как это будет работать на практике?
каким образом лицу будет вручаться повестка (при том, что часть украинцев даже не состоит на консульском учете)?
как будет обеспечиваться явка лица в ТЦК?
как лицо будет возвращаться в Украину, если у него нет на это средств (из какого бюджета могут выделяться деньги)?
как действовать в том случае, если лицо будет обращаться к стране, в которой находится, с просьбой не выдавать его Украине, и будет считать мобилизацию определенным преследованием?
«Говорить можно все, что угодно, но я часто говорю, что у нас не должно законодательство превращаться в фейсбук-законодательство», — пояснил Лихачев.
«Более того, здесь возникает вопрос: что нарушили лица [которые находятся за границей и не стоят на воинском учете], если на тот момент никакой ответственности за это не было? Привлекать их к ответственности „задним числом“? Мне интересно, как это с точки зрения Уголовного кодекса будет», — добавил он.
По словам Лихачева, сейчас лиц, которые выехали за границу и не стоят на воинском учете, могут привлечь только к административной ответственности за нарушение воинского учета.
Кроме того, как отмечает юрист, не все консульские учреждения сейчас даже должным образом ведут воинский учет. После общения с представителями некоторых ведомств Лихачев отметил, что они не понимают, как будут вести консульский учет всех украинцев, которые есть в стране.
«А дальше, например, нашли лицо, которое не стоит на консульском учете, нарушило воинский учет, ему вручили повестку. У нас будут международные ТЦК тогда за границей в каждой стране? Консульское учреждение будет вести воинский учет, как предлагалось?» — продолжает юрист.
Еще одним вопросом является то, как может лицо проходить военно-врачебную комиссию за рубежом. В таком случае, возможно, за границу придется отправлять еще и врачей.
«Надо вносить изменения в положение о территориальных центрах комплектования. Это многочисленное законодательство, с которым надо работать. За один день его изменить просто невозможно. А что касается этих заявлений, я считаю, что сначала надо разработать нормальные нормативные акты, обсудить их в стране. Понятно, что это делать надо „на вчера“. У нас уже второй год полномасштабной войны заканчивается, а законодательство нормально никто не меняет», — говорит Лихачев.
Адвокат уверяет: украинцы понимают, что существуют проблемы с мобилизационным ресурсом, а военные нуждаются в ротациях. Учитывая это, по его мнению, нужно не только разрабатывать наказание за уклонение от конституционного долга, а внедрять дополнительные методы мотивации.
«Надо создавать какие-то мотивации, чтобы люди возвращались. Здесь мы им наоборот уже второй год подряд говорим, что вы вернетесь, и вас сразу будут привлекать к уголовной ответственности, которой фактически сейчас нет», — добавляет он.
В то же время, говорит адвокат, заявления о том, в Украине якобы решили мобилизовать всех женщин, а также всех мужчин, которые находятся за рубежом, использует Россия в своих пропагандистских материалах.
Какие могут быть санкции в случае нарушения требования
По мнению Лихачева, если идею Умерова о призыве внедрят, то одним из вариантов наказания нарушителей может быть лишение гражданства Украины.
«В принципе, чего я ожидаю, что делать сейчас проще всего, это указами президента лишать всех гражданства. А там дальше лицо пусть судится годами за то, правильно или неправильно его лишили [гражданства]. Я думаю, что в первую очередь технически через СНБО можно такое проводить. Но миллионы украинцев лишать гражданства? К чему хорошему это приведет, я не знаю», — сказал он.
Юрист также упомянул о различных, иногда фейковых, заявлениях о наказании за уклонение от мобилизации, — типа лишения водительских прав или блокировки банковских карточек. По его словам, для внедрения подобных наказаний необходимы соответствующие нормативные акты.
«На самом деле надо не наказание создавать, а мотивацию. Я всегда говорю, что 24 февраля 2022-го часть ТЦК вообще не работала, а людей было нереально много. Люди из других стран возвращались. Ну, может, что-то не так уже?» — резюмировал юрист.
19 декабря президент Владимир Зеленский заявил, что военные предложили ему мобилизовать еще 450−500 тысяч человек, но ему нужны аргументы, чтобы сделать этот шаг, и 500 млрд гривен.
В ноябре Умеров утвердил Концепцию военной кадровой политики Минобороны до 2028 года. В ней предусмотрены изменения по рекрутингу и призыву, контрактной службе и системе воинского учета. В Верховной Раде готовят изменения в законы относительно процесса мобилизации.