«Люди не становятся на учет». Противник продвигается не только из-за отсутствия у нас оружия, но и солдат — интервью с Костенко
Народный депутат из фракции Голос, секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко в интервью Radio NV рассказал о последствиях провала мобилизации, проблеме с очередями в ТЦК из-за нового закона и обновлении данных за рубежом.
— Хочу начать с Часового Яра. Институт изучения войны пишет, что войска России прямо сейчас представляют реальную угрозу для Часового Яра, он может быть захвачен. Возможно, это не произойдет очень быстро, но если это произойдет, то позволит российским войскам начать дальнейшие наступательные операции против других городов, тех, которые формируют так называемый оборонительный пояс в Донецкой области. Насколько реалистична такая перспектива? Казалось бы, что американское оружие после голосования помощи должно было поступить в Украину, оно может как-то спасти ситуацию на фронте. Или в такой критической ситуации, которая сложилась вокруг Часового Яра, его захват — это вопрос времени? Можно ли еще спасти?
— Нельзя так прямо ответить, можно или нельзя. Конечно, надо делать все, чтобы спасти. Ситуация там действительно сложная и именно отсутствие оружия, особенно высокоточного, могу это подтвердить, сделала возможным, что противник так близко подошел к Часовому Яру. Мы уже не говорим об Авдеевке, других населенных пунктах, которые также были противником захвачены из-за того, что нам не хватало артиллерии, ракет или чего-то другого.
Для нас важен город Часов Яр. Я считаю, что если сейчас быстро поступит помощь, особенно высокоточное оружие, которое уже неоднократно показало свою эффективность, в частности ракеты для HIMARS, мы можем еще как минимум сделать что-то, чтобы удержать этот город.
Но еще раз хочу напомнить: наряду с отсутствием оружия большую роль в том, что противник продвигается, играет отсутствие устойчивости нашей обороны из-за того, что не хватает воинов, солдат, личного состава. Ведение оборонительного боя — это, как правило, преимущество против тех, кто наступает. Но часто из-за того, что личного состава мало, мы это преимущество теряем, растягивая наших защитников на большие фронты. И здесь, если бы было больше пополнения, ситуация с этим могла бы выровняться даже без расчета большого количества оружия.
Сейчас, конечно, нужно дать оружие и нужны резервы, чтобы создать устойчивость обороны. Никакие построенные по-новому рубежи, если на них не будет солдат, нам не помогут защитить наши линии фронта.
— Президент Украины Владимир Зеленский 16 апреля подписал закон о мобилизации, 18 мая он должен вступить в силу. Но мы видим, что, кажется, он начал работать уже сейчас. Например, в Киеве вчера фиксировали большие очереди в ТЦК. У скептиков возник вопрос: как же так, вот такие очереди. На третий год полномасштабной войны ТЦК не могут принять всех желающих обновить свои данные. В Сухопутных войсках еще и выступили с заявлением, что ТЦК работают 24/7, приходите. Но есть комендантский час, не каждый может прийти. Мне кажется, это так не должно было бы работать во время войны, или я ошибаюсь?
— Нет, вы не ошибаетесь, это нормальный здравый смысл. Это часто вопрос военной бюрократии, людей, которые не могут обеспечить нормальное функционирование, в этом также есть проблема. Мы должны понять, что на это надо обращать внимание, мы в Комитете на это неоднократно обращали внимание. То они говорят, что людей нет и мы должны их ловить где-то на улице, то люди к ним приходят и они не могут обеспечить условиями этих людей, которые пришли обновить свои данные. Поэтому это вопрос. Комитет буду это рассматривать.