Современные КАБы от США. Как Украина может воспользоваться преимуществами дальнобойных авиабомб JSOW и компенсировать их недостатки

3 октября 2024, 11:40
Сюжет

Хотя США до сих пор не позволили Украине наносить удары дальнобойным западным оружием по целям в России, во время визита Владимира Зеленского в США Вашингтон официально объявил о решении предоставить Украине авиабомбы AGM-154 JSOW для истребителей F-16. Дальность полета этих бомб может превышать 100 км.

В конце сентября, принимая Владимира Зеленского в Белом доме, президент США Джо Байден объявил о предоставлении Украине авиабомб AGM-154 JSOW именно в контексте украинских потребностей наносить дальнобойные удары по российским целям.

Реклама

«Чтобы усилить возможности Украины в нанесении дальних ударов, я решил предоставить Украине боеприпасы большой дальности Joint Standoff Weapon (JSOW)», — заявил Байден 26 сентября в присутствии Зеленского.

Как ожидается, Украина должна получить эти бомбы в новом пакете вооружения от США.

NV рассказывает, что это за авиабомбы и действительно ли они могут быть полезными Украине для дальнобойных атак.

Авиабомбы AGM-154 JSOW: что это за оружие

Авиационные бомбы Joint Standoff Weapon (JSOW) производит американская компания Raytheon Technologies. На вооружении они с 1999 года.

Это крылатые планирующие авиабомбы, которые являются разновидностью высокоточного управляемого оружия средней дальности. Такие бомбы предназначены в основном для поражения защищенных целей, расположенных за пределами досягаемости большинства систем противовоздушной обороны, что должно повышать живучесть самолетов, запускающих JSOW. Фактически это более точный и совершенный аналог управляемых авиабомб (КАБов), которые Россия массово сбрасывает на территорию Украины.

Авиабомба JSOW имеет крылья и аэродинамические поверхности, которые разработаны по технологии Stealth для корректировки и увеличения дальности полета. Она оснащена инерциальной, спутниковой и инфракрасной системами самонаведения.

В зависимости от модификации, бомба может применяться для уничтожения незащищенных стационарных объектов, бронированных подвижных и морских целей.

Истребитель F-16 может нести до четырех бомб AGM-154 JSOW. Подготовка и программирование боеприпасов проходят перед вылетом в течение нескольких минут.

Авиабомбы AGM-154 JSOW могут иметь фугасный, осколочный и кассетный боезаряды. По данным ABC News, Украине передадут бомбы, оснащенные кассетными боеприпасами.

Существует разработка версии JSOW-ER, в которой бомба оснащается турбореактивным двигателем Pratt & Whitney TJ-150, что увеличивает ее дальность до 560 км. Однако этот проект считается незавершенным.

Пусковые платформы:

  • истребители F-15, F-16, F/A-18, F-35, JAS 39 Gripen
  • бомбардировщики B-1, B-2, B-52
military.com
Фото: military.com

Основные характеристики авиабомб JSOW:

  • Длина — 4 м
  • Размах крыла — 2,7 м
  • Диаметр — 33 см
  • Масса — до 495 кг
  • Масса боевой части — до 450 кг
  • Стоимость — до $1,4 млн
  • Круговое отклонение — 1,5−22 м

Дальность полета:

  • при пуске с высоты до 600 м — до 30 км
  • при пуске с высоты от 6 000 м — до 130 км
  • при оснащении реактивным двигателем — до 560 км

Преимущества и недостатки бомб JSOW и потенциал их преобразования в крылатые ракеты

В отличие от других дефицитных боеприпасов и образцов вооружения, имеющиеся запасы авиабомб JSOW в США измеряются в тысячах, что является очень важной для Украины особенностью и преимуществом этого оружия, подчеркивали недавно аналитики Defence Express.

По их подсчетам, сейчас США могут иметь примерно до 2000 единиц планирующих бомб JSOW.

military.com
Фото: military.com

В свою очередь, специалисты американского портала The War Zone напоминали, что даже при условии максимальной дальности применения JSOW не имеют такого радиуса действия, как западные крылатые ракеты воздушного базирования (такие как британско-французские Storm Shadow / Scalp-EG, которые Украина уже получила, или немецкие крылатые ракеты Taurus, которые Германия отказывается передавать Украине).

AGM-154 JSOW не такие мощные, дальнобойные, незаметные и имеют меньший потенциал поражения, чем крылатые ракеты AGM-158 JASSM, которые Украина больше всего стремится получить для своих F-16. «Однако они [JSOW] все еще могут обеспечить Украину оружием, способным наносить удары с более безопасных расстояний по сосредоточениям российских войск, системам ПВО и другим целям, а также обходить [средства] ПВО, чтобы добраться до этих целей», — пишет The War Zone.

Указывая на другие преимущества JSOW, специалисты этого портала также отмечали, что эти авиабомбы хорошо подходят для специфики театра боевых действий в Украине. «Они способны автономно планировать к своей цели с расстояния более 70 миль [112 км] при запуске с высоты или на несколько десятков километров при запуске с низкой высоты. Они могут быть особенно полезными для геолоцированных статических/полустатических систем противовоздушной обороны, а инфракрасные датчики, которые эти бомбы используют для самонаведения на финальной стадии, не чувствительны к радиочастотным помехам. Они также имеют очень незначительную сигнатуру, что значительно усложняет их уничтожение российской ПВО», — подчеркивают аналитики The War Zone.

В то же время главный редактор Defense Express Олег Катков в эфире Radio NV напомнил, что главной проблемой применения этих бомб украинской авиацией является фактическая невозможность использовать их на максимальную дальность — ведь самолеты Воздушных сил ВСУ часто вынуждены запускать бомбы с низких высот, чтобы быть менее заметными и из-за риска поражения россиянами.

«Как любая планирующая бомба, без моторчика она [JSOW] пролетает, если ее сбрасывать с очень высокого полета, 100−120 километров. В случае того, что бросать ее надо будет с кабрирования, пролетит она 40 километров. Как-то не впечатляет, мягко говоря», — заметил Катков.

С другой стороны, пояснил он, при условии некоторых модификаций авиабомбы JSOW могут быть «очень элегантным планом со стороны США по предоставлению Украине дальнобойного вооружения, при этом не нарушая те красные линии, которые они сами себе нарисовали».

По словам Каткова, гипотетически эти бомбы могут быть модернизированы в крылатую ракету. «И технические решения ее модернизации и превращения в крылатую ракету известны», — добавил специалист.

Он пояснил, что еще в конце 2000-х годов компания Raytheon, производитель JSOW, начала работы по заказу Пентагона по интеграции миниатюрного реактивного двигателя в эту планирующую бомбу и превращению ее в крылатую ракету с дальностью до 560 километров.

«Работы были завершены только в 2023 году, но заказа этой версии не произошло. По многим причинам. Банально из-за того, что заказ ушел к Lockheed Martin, который просто производит JASSM в версии ER с дальностью более 900 километров. Предпочтение было отдано более дальнобойному виду вооружения. Все здесь понятно. Но техническое решение есть. Более того, тот двигатель, который устанавливается в этот JSOW, возможно напечатать на 3D-принтере. И они эти двигатели уже печатают на 3D принтере», — добавил Катков.

«И дальше начинается простой мысленный эксперимент. Украине передают JSOW. Это планирующая бомба, дальностью до 100 километров, ничего нового. Но, условно-гипотетически, Украина, имея возможность печатать этот малогабаритный двигатель, потому что сообщалось о передаче 3D принтеров, которые могут производить изделия такого класса из металла, оснащает эти JSOW таким малогабаритным двигателем. И получает крылатую ракету — собственную, модернизированную в Украине. Made in Ukraine будет. И все, это наше оружие. Как хотим, так и используем», — предположил Катков возможность расширения возможностей JSOW.

Редактор: Инна Семенова
poster
Сьогодні в Україні з Андрієм Смирновим

Дайджест новин від відповідального редактора журналу NV

Показать ещё новости