Нужно было «на вчера». Поможет ли создание е-кабинетов навести порядок в воинском учете
Адвокат Роман Лихачев объяснил NV, как электронный кабинет военнообязанного может упростить жизнь украинцев и какие услуги стоит в него добавить.
2 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон об электронном кабинете военнообязанного. Согласно ему, будет запущен Реестр военнообязанных, а Министерство обороны должно получить информацию о гражданах в возрасте от 17 до 60 лет из государственных реестров Налоговой службы, МВД, Минюста, Минздрава, ЦИК, Госмиграционной службы и других ведомств.
Новый закон об электронном кабинете военнообязанного: подробности
В Реестре военнообязанных будут содержаться следующие персональные данные:
ФИО и гражданство,
место жительства и место пребывания,
номера средств связи и адреса электронной почты,
сведения о семейном положении и наличии детей,
сведения об образовании, месте и опыте работы, владении иностранными языками,
сведения о результатах медицинских осмотров, наличие права на отсрочку, группу инвалидности,
сведения о статусе ветерана войны,
сведения о разрешении на хранение и ношение оружия,
сведения о документах, оформленных для выезда за границу на постоянное проживание, или возвращения в Украину,
сведения о перемещении на временно оккупированную территорию Украины (дата и направление),
реквизиты водительского удостоверения,
сведения о привлечении к уголовной ответственности.
Кроме того, закон должен упростить получение статуса участника боевых действий — его можно будет оформить на основании справки в электронном виде.
Как сообщила заместитель министра обороны Екатерина Черногоренко, е-кабинет могут запустить в начале второго квартала этого года.
Мнение адвоката об электронном кабинете военнообязанного
Создание электронного кабинета военнообязанного принесет пользу как государству, так и отдельным гражданам, считает Роман Лихачев, адвокат приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека.
«Большинство людей боятся ТЦК — думают, что их сразу мобилизуют. В первую очередь, государство заинтересовано увидеть количество военнообязанных и тех, кто имеет право на отсрочку. Государство заинтересовано в том, чтобы навести порядок в воинском учете. Это такие первые шаги, чтобы люди смогли заполнить свои данные в электронном формате, чтобы мы знали, сколько у нас осталось основного ресурса в стране», — сказал он.
Появление соответствующих данных о военнообязанных в электронном формате должно облегчить доступность информации для самих граждан и учреждений, которые ведут учет и занимаются мобилизацией. Это также облегчит жизнь украинцев, ведь должно уменьшить необходимость посещений ТЦК для обновления определенных данных, хотя и не отменит эту обязанность полностью.
Кроме того, по словам Лихачева, создание электронного кабинета может отменить необходимость проверки данных в «ручном» формате. Так, например, пересечение границы для мужчин призывного возраста станет проще, ведь пограничники смогут получить электронный доступ к официальным документам, как справкам ВВК о непригодности или справкам об отсрочке. Не нужно будет уточнять эти данные в ТЦК, ведь они будут содержаться в электронном кабинете.
С созданием электронного кабинета военнообязанного каждый ТЦК будет понимать количество лиц, которые могут быть мобилизованы в регионе, отмечает юрист. В то же время непонятно, будут ли люди заинтересованы во внесении своих персональных данных в систему.
«Нет четко прописанного функционала, каким образом будет заполняться [кабинет], кто будет иметь доступ, как будет регламентировано то, что есть электронный кабинет, а человеку все равно надо предъявить военный билет. То есть мы упрощаем, а человеку все равно надо будет идти в военкомат», — комментирует Лихачев.
По убеждению юриста, мотивация заполнять электронный кабинет повысилась бы, если бы после внесения необходимых данных люди могли бы получить военный билет, скажем, в течение трех дней. «А здесь человек должен заполнить электронный кабинет, и все равно его будут останавливать на блокпосту и говорить, что придите, уточните данные [в ТЦК]», — продолжает адвокат.
Важно перевести некоторые процессы в автоматический режим, уверен юрист. По его словам, сейчас необходимо максимально разгрузить ТЦК от несвойственных им функций, которые, в свою очередь, передать ЦПАУ или регулировать через Дію. Так, он не понимает необходимости обновлять данные в ТЦК, когда человек может это сделать самостоятельно. «Если надо выборочно проверять — окей, пусть создают какое-то подразделение, которое проверяет эти данные потом», — считает он.
Лихачев также считает необходимым упростить процесс получения военного билета и справки об отсрочке. «Например, отец троих детей должен предоставить три свидетельства о рождении и свидетельство о браке. Все, он четыре документа предоставил, и ему автоматически приходит сообщение, что вы можете забрать ваш военный билет в такой-то день в ЦПАУ, — предлагает юрист, — А у нас он должен сначала прийти [в ТЦК], потом пройти военно-врачебную комиссию. После военно-врачебной комиссии еще не понятно, сколько ему будут выдавать военный билет и справку об отсрочке. Справку об отсрочке выдадут, например, на два месяца, и он снова будет вынужден приходить в военкомат. Для чего?»
Среди технических нюансов электронного кабинета адвокат отметил то, что пока неизвестно, насколько система будет функциональной и мощной, чтобы выдержать большое количество пользователей, а также вопрос защиты персональных данных.
Подытоживая, Лихачев считает создание электронного кабинета положительным шагом, однако отмечает, что изменения воплощаются достаточно медленно: «Мы еще вчера должны были иметь все нормативные акты и вообще выдавать в электронном формате документы людям».