Воевать дронами или зарабатывать на них? Может ли Украина позволить себе экспорт оружия во время большой войны — разбор NV

16 октября 2024, 10:15
NV Премиум

С помощью военных и экономических экспертов NV выяснил, при каких условиях Украина будет продавать созданное ею вооружение за границу и стоит ли это начинать делать уже сейчас.

13 октября эстонский министр обороны Ханно Певкур заявил, что его страна рассматривает возможность закупать украинскую оборонную продукцию. В частности Таллинн заинтересован в ракетах дальнего действия. И хотя в Украине сейчас экспорт вооружений запрещен, по мнению Певкура, это не станет помехой, если правительства обеих стран решат договориться. Это, мол, позволит Киеву зарабатывать деньги для ВСУ.

Реклама

Возможен ли экспорт оружия?

С начала полномасштабного вторжения РФ в Украине действительно фактически действует запрет на экспорт вооружения. С одной стороны это логично, ведь все произведенное оружие должны получать военные. Однако на деле ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Как пояснила NV Галина Янченко, представитель комитета ВР по вопросам экономического развития, на данный момент запрет на экспорт оружия является относительно неформальным, ведь он не установлен ни одним законодательным актом. Однако де-факто ограничение действует.

Решение об экспорте принимает Государственная служба экспортного контроля (ГСЭК), отметила депутат. То есть для того, чтобы компания могла продать оружие за границу, она должна подавать соответствующее заявление ГСЭК, которая должна его согласовать с Минобороны и спецслужбами.

«На самом деле большинство решений эта Государственная служба отказывается принимать самостоятельно, отказывается брать на себя ответственность за эти решения и направляет заявки на экспорт на дополнительное рассмотрение МКВТС[Межведомственная комиссия по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля]», — рассказала Янченко.

При этом, по словам представительницы экономического комитета, с мая в МКВТС нет кворума: члены комиссии или уволились, или были переведены на другие должности. Учитывая это, заявки на экспорт физически не могут рассматриваться, добавила Янченко.

По словам депутата, запрет на экспорт оружия сначала был нужен для инвентаризации и понимания имеющихся ресурсов Украины.

Как отметил Михаил Самусь, директор New Geopolitics Research Network, нельзя экспортировать бронетехнику, боеприпасы, артиллерию, танки, вертолеты или дроны, когда «нам их не хватает».

«У нас нет такого, чтобы валялись десятки тысяч дронов, никому не нужные, или стояли танки, которые никому не нужны. У нас наоборот ситуация такая, что у нас у новых бригад нет достаточного вооружения, поэтому было бы очень странно сейчас экспортировать вооружение», — добавил эксперт.

Во время войны на истощение нельзя говорить о том, что наступит момент, когда, например, дронов станет достаточно, отметил он: их никогда не будет достаточно.

Мнение Самуся разделяет и Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы Информационное сопротивление, который отметил: Украина не может отправлять на экспорт то, что ей нужно на фронте.

«У нас президент заявляет о том, что у нас недоукомплектованы 14 бригад. Возникает вопрос: если мы начнем продавать то, что производим сейчас, мы что, сможем укомплектовать эти 14 бригад за эти деньги? Нет», — добавил он.

Эксперт подчеркнул, что о каком-либо экспорте можно говорить только в случае полного обеспечения отечественных военных всем необходимым и при условии серийного производства определенного вооружения.

Между тем Янченко заявила, что сейчас продление ограничения запрета на экспорт вооружения не имеет смысла ни с точки зрения экономической, ни с точки зрения нашей обороноспособности. «Более того, и экономике, и обороноспособности запрет на экспорт приносит большой вред», — добавила она.

По ее словам, с учетом больших потребностей государства в оружии и мотивации предпринимателей, за 2,5 года производство вооружения увеличилось в 6 раз. Теоретически украинские компании способны производить вооружение на $20 млрд в год. Причем государство может закупать отечественного оружия только на $6 млрд.

«Соответственно, когда компании не могут продать то, что они произвели, они снижают мощности производства. На сегодняшний день уже образовались такие ситуации, когда достаточно серьезные, мощные предприятия работают кто-то на 60%, кто-то на 50% загруженности производственных мощностей. Есть предприятия, которые работают вообще на 10−20% загруженности», — отметила депутат.

По словам Янченко, таким образом Украина теряет экспортный потенциал, который бы «мог приносить в страну деньги, с которого могли уплачиваться налоги, которые создавали бы дополнительные рабочие места, и в целом возможность развиваться отрасли».

В то же время по мнению Ильи Несходовского, руководителя аналитического направления сети защиты национальных интересов ANTS, вопрос экспорта вооружения лежит не столько в экономической плоскости, сколько в политической и даже этической. Он считает, что Украина не сможет объяснить партнерам, зачем продолжать поставлять нам вооружение, если Киев будет продавать собственное оружие за границу.

«Если мы покажем, что продаем два автомата, но третий идет в украинскую армию за счет прибыли от тех двух, я думаю, мы сможем это прокоммуницировать, — отметил экономист, — Но если вопрос лежит, что сейчас у украинских разработчиков есть возможность получать прибыль, потому что они за счет войны сделали очень важные шаги в усовершенствование своего оружия и оно становится конкурентным, то в данном случае это однозначно не подходит».

По словам Несходовского, производители оружия требуют разрешения на экспорт для загрузки своих предприятий и получения дополнительной прибыли. Один из аргументов, которые они используют, — это релокация предприятия. То есть при возможности экспортировать свою продукцию они готовы остаться в Украине и не переносить производство за границу, где в теории может быть больше ресурсов и заказов.

Согласно исследованию «Технологических сил Украины» (ТСУ), 85% производителей оружия думали о релокации за границу, или уже это сделали. При этом 70% опрошенных заявили, что думать о переносе производства их заставляет именно закрытый экспорт вооружения.

В то же время большинство производителей оружия (80%) отметили, что такое «открытие границ» удержит их от релокации. Еще 72% указали на увеличение государственного заказа, а 69% - на заключение многолетних контрактов.

Скидки и инвестиции

По мнению Несходовского, Минобороны выделяет недостаточно средств на закупку оружия, а госбюджет распределен непропорционально. Например, акцент делается на увеличении количества мобилизованных и их денежного содержания, а их обеспечение амуницией отходит на второй план. И поэтому Минобороны просто не хватает денег для закупки вооружения даже у украинских производителей.

Одним из вариантов решения проблемы экономист считает существенное снижение стоимости продукции для отечественных заказчиков. Так, по его мнению, Минобороны могло бы закупать определенные оборонные товары со скидкой в 50−70%. При такой модели можно было бы говорить об экспорте определенного вооружения, и его можно было бы обосновать нашим партнерам.

Несходовский также считает теоретически допустимым разовые разрешения на экспорт определенного избыточного вооружения.

О другом предложении в противовес экспорту упоминает Михаил Самусь. Речь идет о проекте ZBROYARI, в рамках которого партнеры инвестируют в украинские оборонные компании. И тогда закупка вооружения союзниками для ВСУ может быть рабочей моделью. Например, Дания заказала производство 18 украинских самоходных гаубиц Богдана, которые уже получили Силы обороны.

Эксперт считает такое направление перспективным, ведь местные предприятия загружены, а не простаивают, а партнеры инвестируют в производство того оружия, которое нужно Украине.

Еще одним вариантом решения проблемы Самусь называет создание совместного предприятия с западными партнерами. Там будут работать украинские специалисты, но производство будет развернуто в другом государстве. Таким образом, продукция за средства другой страны производится и для нее, и для Украины.

«Это будет положительно, потому что мы создаем новое производство, еще и в безопасном городе. При этом еще и расширяется наша компетенция, возможности наших производителей, завоевывается рынок. И зарабатываются деньги, которые можно инвестировать в расширение производства продукции для ВСУ», — отметил он.

Самусь подчеркнул, что каждый проект должен иметь бизнес-план и четкий просчет, чтобы на выходе продукции для ВСУ было больше.

Экспортировать только излишек

Собеседники NV сходятся в том, что во время войны Украина может экспортировать только избыточное вооружение, потребность в котором закрыта на 100% и еще есть определенные резервы.

По словам Несходовского, обычно производители подчеркивают важность продажи конечного продукта, то есть определенного оружия, которое приносит наибольшую прибыль. При этом теоретически можно говорить и об экспорте отдельных деталей. В качестве примера он привел РЭБ для танка, если потребность в них для Украины полностью закрыта.

Депутат Янченко поддерживает экспорт не только готового оружия, но и комплектующих товаров двойного назначения.

А Самусь отметил, что Украина могла бы работать над разработкой определенного программного обеспечения на экспорт. В качестве примера он назвал национальную военную систему ситуационной осведомленности Дельта. По его словам, в таком случае речь не идет об отвлечении от производства для Украины.

Несмотря на все, процедура экспорта в любом случае не будет легкой, считает Янченко. По ее словам, следует учитывать информацию от Минобороны и силовых органах по закрытию потребностей. Также важным является вопрос международной политики, то есть будет ли экспорт определенного товара способствовать нашим геополитическим интересам или вредить; вопросы безопасности и тому подобное.

«Этот экспорт не будет очень простым. Но по крайней мере он даст возможности компаниям, производственные мощности которых сейчас не загружены из-за отсутствия государственного заказа, развиваться, создавать новые рабочие места украинцам, платить больше налогов, — отметила Янченко, — В целом это вопрос и привлечения валюты, это влияет напрямую на стабильность гривны. Мы же не хотим, чтобы гривна полетела в космос до 60-ти[речь идет о курсе доллара]. А для этого нам нужен баланс между импортом и экспортом».

Депутат надеется, что в ближайшем будущем указом президента будет утвержден новый состав МКВТС. А после этого запрет на экспорт оружия по крайней мере частично будет снят.

Вооружение союзников

Вспоминая слова эстонского министра Певкура о желании закупать украинскую оборонную продукцию, Янченко отметила: такое предложение может быть примером того, как разрешение на экспорт может способствовать геополитическим интересам Украины.

Она подчеркнула, что страны Балтии граничат с Россией, поэтому угрозы для них высоки. «Очевидно, что они сейчас рассматривают возможности как-то обновлять свои запасы. И Украина, как никто другой, понимает, с какими вызовами, с какими технологиями мы сталкиваемся на поле боя. Соответственно, было бы хорошо, чтобы именно украинские компании из ОПК получали подряды на обеспечение эстонской армии», — добавила она.

В то же время Несходовский и Коваленко не понимают, как можно думать об экспорте такой дефицитной продукции, как ракеты дальнего действия, которые упоминал Певкур.

«Возникает вопрос, что мы будем поставлять странам Балтии, если сами себя не можем обеспечить этими ракетами, чтобы бить по территории Российской Федерации. Мы ждем разрешения от наших международных партнеров, чтобы нам дали разрешение бить ATACMS, Storm Shadow / SCALP EG по территории РФ. Чего мы не бьем нашими ракетами Р-360 Нептун? Видимо, потому, что мы еще не сделали имеющихся образцов столько, чтобы возможно было это делать», — пояснил Коваленко.

poster
Сьогодні в Україні з Андрієм Смирновим

Дайджест новин від відповідального редактора журналу NV

Показать ещё новости