«Способы и мотивы разные». Нацполиция не считает, что слежка за командой Bihus и угрозы Николову связаны
Руководитель Главного следственного управления Нацполиции Максим Цуцкиридзе заявил, что не видит связи между слежкой за командой Bihus.info и запугиванием журналиста-расследователя Юрия Николова.
«Связано ли это преступление (запугивание Николова — ред) со слежкой за командой Бигуса? Я не вижу связи: способы преступлений разные, мотивы разные», — сказал он в интервью Интерфакс Украины.
Цуцкиридзе добавил, что по делу Николова причастные к преступлению лица установлены. Он отметил, что сейчас перед полицией и прокуратурой стоит задача установить, что именно побудило этих людей совершить такие действия, было ли это преступление заказным и связанным с журналистской деятельностью.
«Да, мы начали производство по ст. 171 УК — препятствование профессиональной деятельности журналиста. Но также важна позиция самого потерпевшего — какой мотив он видит. Все это будет установлено», — сказал он.
Также он подчеркнул, что часть команды Bihus.info, за которым велась слежка, не являются журналистами, но вместе с тем их права были нарушены. Полиция, по его словам, зарегистрировала 8 производств по факту нарушения частной жизни.
15 января неизвестные пытались ворваться в квартиру журналиста Наших грошей Юрия Николова в Киеве — автора резонансного расследования о завышенных ценах на продукты для Минобороны, на фоне которого Верховная Рада приняла законопроект о прозрачной системе оборонных закупок, а министр обороны Алексей Резников позже ушел в отставку. По словам журналиста, в это время дома была его мать, а сам он был в гостях у друга.
16 января в Сети появилось видео, на котором сотрудники Bihus.Info якобы употребляли наркотики. Руководитель проекта Денис Бигус заявил о незаконной слежке за членами редакции, которая длилась около года, а фрагменты перехваченных разговоров смонтировали из нескольких эпизодов, между которыми, по словам журналиста, прошли месяцы.
17 января президент Украины Владимир Зеленский в вечернем видеообращении заявил, что давление на журналистов недопустимо.