«Это была тяжелая битва. Джус и Мунфиш вели ее вместе». Как погибший пилот Алексей Месь воплотил мечту Украины об F-16
30-летний украинский пилот Алексей Месь с позывным Мунфиш (Moonfish) погиб за штурвалом F-16 — самолета, для появления которого в украинском небе он отдал годы усилий. Бой против рекордной атаки России унес жизнь Мунфиша через год и один день после гибели его друга Джуса — пилота Андрея Пильщикова, вместе с которым они стали «лицами» украинской борьбы за истребители F-16.
Именно Алексей Месь был пилотом первого F-16, который потеряла Украина. Это произошло 26 августа, когда западные истребители помогали отражать самую массированную российскую ракетно-дроновую атаку. Она стала рекордной с начала полномасштабной войны по количеству воздушных целей: Россия применила 127 ракет и 109 ударных БПЛА, сбить удалось 102 ракеты и 99 шахедов.
Среди них были и несколько целей, которые сбил Алексей Месь. Пилотируя истребитель F-16, он уничтожил три крылатые ракеты и один ударный БПЛА. «Алексей спас украинцев от смертоносных российских ракет. К сожалению, ценой собственной жизни», — отметили в Воздушных силах. С 2022 года он служил командиром эскадрильной поддержки — заместителем командира операционной группы, имел звание подполковника.
Обстоятельства катастрофы самолета, за штурвалом которого был Мунфиш, сейчас выясняются, к расследованию подключились США. В Генштабе ВСУ катастрофу предварительно описали так: «В ходе воздушного боя самолеты F-16 продемонстрировали свою высокую эффективность, бортовым вооружением было сбито четыре крылатых ракеты врага. Во время захода на следующую цель с одним из самолетов была потеряна связь. Как выяснилось позже, самолет потерпел катастрофу, летчик погиб», — сообщили в Генштабе ВСУ.
Для выяснения причин аварии создана специальная комиссия Минобороны Украины. По предварительным данным известно, что самолет не был поражен российским огнем. Голос Америки, ссылаясь на анонимных собеседников в Воздушных силах ВСУ, сообщил, что военные рассматривают несколько версий, включая «дружественный огонь» своих ПВО, техническую неисправность самолета и ошибку пилота. В Пентагоне не комментируют детали катастрофы и заявили, что пока не подтверждают версию о якобы сбитии самолета ракетой из украинского ЗРК Patriot. Ее озвучила депутат Марьяна Безуглая, после чего ее заявления резко раскритиковал командующий ВС ВСУ Николай Олещук. А бывший спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, который до сих пор работает в составе ВС, призвал Государственное бюро расследований и Службу безопасности Украины расследовать действия Безуглой.
Однако ни одна из вероятных причин трагедии не умаляет исключительной роли украинских пилотов в защите украинского неба — и чрезвычайных рисков, на которые они идут ради этого.
NV напоминает о том, как много сделал для защиты Украины Алексей Месь, которого мир уже запомнил как Мунфиша и лицо первого «выпуска» украинских пилотов F-16.
Алексей Месь: один из лучших пилотов Украины
Хотя мэр Луцка Игорь Полищук, сообщая о гибели Меся 28 августа, назвал его «лучанином» [сообщение было позже отредактировано], будущий пилот родился в Шепетовке Хмельницкой области. Именно в этом городе у здания горсовета 29 августа с Мунфишем попрощались его побратимы-летчики, командиры и подчиненные, друзья и коллеги, сотни украинцев.
«С неба дань павшему пилоту отдала пара истребителей МиГ-29. Полет над процессией выполнили боевые друзья Алексея», — рассказали в Воздушном командовании Запад Воздушных Сил ВСУ, обнародовав фото с церемонии прощания с летчиком.
Именно в Шепетовке Месь окончил местную школу — золотым медалистом, о котором знакомые вспоминают как о чрезвычайно одаренном и эрудированном человеке.
«Мы с ним вместе были на олимпиадах. Я точно не помню, по каким предметам, возможно, украинский язык, история и физика. Именно тогда виделись и общались. Он был очень одаренным учеником, всегда отличался образованностью», — рассказала Суспільному Инна Тимощук, знакомая погибшего пилота, которая училась вместе с ним в школе. Светлый, приветливый, человечный, коммуникабельный и дружественный — так она говорит об Алексее.
После учебы в школе Месь окончил — также с отличием — Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба.
Именно учеба и профессия сблизили его с будущим другом на годы жизни — пилотом Андреем Пильщиковым (Джусом), который погиб год назад, 25 августа 2023-го во время столкновения двух учебно-боевых самолетов L-39 на Житомирщине.
Лилия Аверьянова, мать Пильщикова, после гибели Алексея Меся опубликовала несколько его совместных фото с ее сыном.
На одном из них — юные Джус и Мунфиш в Харькове.
«Алексей и Андрей все время были рядом, в водовороте интересных событий… Норвегия, 2014 год, и выпуск Чугуев 2016 год», — подписала Аверьянова другие фото из периода учебы Пильщикова и Меся.
Алексей Месь был одним из лучших украинских пилотов еще задолго до полномасштабного вторжения РФ. Так, в сентябре 2019 года именно его отбирали для того, чтобы во время визита в США в роли наблюдателя принять участие в дозаправке в воздухе американского истребителя F-15D Eagle из состава 144-го истребительного крыла Воздушных сил Национальной гвардии США. Месь стал первым пилотом Воздушных сил Украины, которому выпала такая возможность. За этой заправкой он наблюдал на заднем сиденье истребителя. Полет состоялся в рамках программы сотрудничества между Украиной и США.
Мама Андрея Пильщикова также показала последнее сообщение, которое получила от Алексея Меся в годовщину смерти сына, 25 августа 2024 года. В нем пилот вспоминал погибшего побратима и их близкую дружбу.
«Мне очень повезло дружить с Андреем [Пильщиковым]. Тяжело вспоминать этот день год назад, мы все потеряли много. Надеюсь, он смотрит на нас и гордится тем, что мы делаем. Надеюсь, что мы его не подводим. Мне до сих пор не хватает его, чтобы пообщаться и посоветоваться. Вечная память», — говорилось в сообщении Мунфиша. Сам он погиб уже на следующий день — через год после смерти побратима.
Сильный и преданный воин, высококлассный летчик, лидер на земле и в небе, добрый друг, любящий сын, отец и муж — так рассказал Генштаб ВСУ об Алексее в сообщении о его гибели.
«Прошел год и один день. Мунфиш ушел к Джусу. Не смейте забыть никогда, во что нам обходится наше государство, народ и независимость», — написала об обоих погибших пилотах девушка Джуса, Мелания Подоляк.
Пильщикова и Меся объединяла не только давняя дружба и бои в украинском небе в годы полномасштабного вторжения России, но и еще одна сверхважная миссия.
Оба пилота были среди ключевых драйверов передачи Украине самолетов F-16. В десятках интервью западным СМИ они объясняли, почему Украина критически нуждается в современной западной авиации и в каких тяжелых условиях приходится воевать украинским летчикам.
Именно Джус и Мунфиш еще в первый год полномасштабного вторжения, в июне 2022 года, посетили США в составе украинской официальной делегации, которая лоббировала предоставление Воздушным силам ВСУ истребителей F-16. Вместе с другими делегатами пилоты встретились с американскими сенаторами и конгрессменами, в частности с конгрессменом Адамом Кинзингером, бывшим пилотом военно-транспортного самолета Boeing KC-135 Stratotanker. Кинзингер участвовал в миссиях в Ираке и Афганистане, впоследствии стал членом Палаты представителей США от Республиканской партии. Одним из итогов его встречи с украинскими пилотами стало то, что 17 июня 2022 года Адам Кинзингер внес на рассмотрение Палаты представителей Конгресса США Ukraine Fighter Pilots Act, который стал составной частью решения Палаты представителей согласовать финансирование в размере $100 млн на подготовку и обучение украинских пилотов на западных истребителях.
«Мунфиш и Джус стали лицами кампании по получению Украиной F-16», — написал о них телеканал CNN после гибели Алексея Меся. «Это была тяжелая битва, но Джус и Мунфиш вели ее вместе. Они были молоды и полны энтузиазма, хорошо владели английским и были готовы бороться за то, чтобы американские самолеты поднялись в украинское небо. Полет на F-16 был их мечтой, и когда Джус погиб в авиакатастрофе во время боевого задания в августе прошлого года, Мунфиш поставил себе цель воплотить эту мечту», — напоминает CNN.
Американские журналисты напоминают, что среди двух друзей Месь был «тихим»: авиационный фанат, который не любил публичности. Однако когда Пильщиков погиб, Мунфишу пришлось занять его место. В одном из интервью CNN он признался, что если бы Джус был жив, то именно он бы раздавал интервью.
И если Анидрю Пильщикову не суждено было сесть за штурвал американского истребителя в небе Украины, то Алексей Месь стал одним из украинских пилотов, которых первыми подготовили пилотировать F-16 в США и Великобритании.
«Андрей был „человеком идей“ и главной движущей силой всего этого, — вспоминал Мунфиш, — И я чувствую ответственность перед ним за то, чтобы обеспечить прибытие этих самолетов».
Когда первые группы украинских пилотов начали обучение за рубежом, то именно Алексей Месь всякий раз появлялся в редких видеоинтервью, рассказывая о прогрессе в обучении летчиков.
Начав тренировки летом 2023 года, он рассуждал о продолжительности курса и предполагал, что отдельные пилоты могут справиться с освоением подготовки даже быстрее, чем за шесть месяцев. Однако срок передачи самолетов все равно определяет готовность персонала к их обслуживанию — и этот период обучения партнеры Украины сокращать не планируют, объяснял пилот.
Он также сравнил переход с украинских самолетов МиГ-29 на F-16 с переходом с «кнопочного телефона на 14-й iPhone». «Очень много систем сложных. Он очень гибкий, выполняет очень много задач», — отметил Moonfish, характеризуя истребитель F-16. В то же время он выразил убеждение, что украинские летчики не будут иметь проблем при обучении, однако «больше всего сложностей, наверное, будет с освоением именно авионики, самой системы вооружения» самолетов.
Мунфиш подтверждал, что одним из требований к пилотам, которые проходили отбор в его группе, кроме возраста и боевого опыта, был английский язык, поскольку подготовка к полетам требует очень высокого его уровня. «Скажем так, если вы думаете, что знаете английский язык, то наверняка вы знаете его недостаточно, надо доучить еще немножко», — подчеркивал тогда пилот.
Когда почти через год после этого интервью, в конце июля 2024 года Украина получила первые F-16, Алексей Месь был одним из первых их пилотов, которые поднялись в украинское небо.
26 августа именно как летчик этого истребителя он совершил свой последний полет — бой в небе в чрезвычайно тяжелых условиях массированной воздушной атаки РФ.
«Пилот, который имеет небольшой опыт освоения самолета, освоения оружия, [выполнял] задачи в самых сложных условиях, которые были за [все] время войны после 2022-го года. А в этих условиях наиболее сложная задача для выполнения — когда действует одновременно истребительная авиация, зенитно-ракетные средства, зенитно-артиллерийские, а также подразделения радиоэлектронной борьбы, которые действуют по воздушным целям врага», — напомнил в эфире Radio NV генерал-лейтенант Игорь Романенко, бывший заместитель начальника Генерального штаба ВСУ, основатель благотворительного Фонда Закроем небо Украины.
Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский присвоил пилоту Алесею Месю воинское звание полковника посмертно.