«Плишки» и квартирники: что предшествовало появлению субкультуры квиров в УССР — исследование NV
Донецк, улица возле библиотеки имени Крупской, популярное место встреч геев в 1960—1970-х годах (Фото: etoretro.ru)
Советская власть преследовала и сажала за решетку геев, поэтому они не могли открыто назначать друг другу свидания и заявлять об идентичности. Так в УССР возникали тайные способы их общения, пишет NV в спецпроекте Рассекреченные архивы КГБ, квир Донбасс, рассказы очевидцев.
Популярным местом встреч в 1960—1970-х годах были «плишки», так называли публичные точки для знакомств и секса. В Киеве — это Гидропарк и подземка на Бессарабке, в Донецке — «Надька» возле библиотеки имени Крупской, в Днепропетровске — парк возле облсовета, рассказал исследователь ЛГБТ-проблематики в странах Восточной Европы и Центральной Азии Максим Касянчук.
«Схема повторялась: парк, чтобы незаметно прийти и уйти, туалет для секса, административное здание неподалеку. Там бывали и состоятельные мужчины, со статусом и деньгами. Их милиция не трогала или быстро отпускала», — объясняет он.
Назначали свидания иногда с помощью надписей на стенах или заборах, например: «Буду в 15 часов, сосу». Но «плишки» не стали островком безопасности для квиров, отмечает исследователь. Туда часто приходили «ремонтные бригады» — группы подростков, которые хотели «поремонтировать п**арасов», то есть избить и ограбить.
Касянчук говорит: более безопасной альтернативой были квартирники «для своих». «Своими» считали людей, которые не сдадут органам и не заразят сифилисом. Анонимность и незаметность играли большую роль: даже завсегдатаи квартирников или «плишек» при посторонних в публичном пространстве не здоровались, чтобы не привлекать лишнего внимания.
У женщин в УССР, в отличие от мужчин, не было «плишек». Лесбийские и бисексуальные связи оставались в тени. «Они прятались в частном домашнем пространстве, где иногда формировались гомосексуальные „семьи“ — часто даже это не было осознано самими участницами», — пишет исследовательница Мария Маерчик в работе Вторжение гомосексуальности.
Только в конце 70-х — начале 80-х начало формироваться то, что теперь называют гей-субкультурой. Касянчук утверждает, что до этого времени ЛГБТ-люди не осознавали себя как сообщество и не гордились принадлежностью к нему.
Публичные места для встреч появились ближе ко временам независимости. В конце 1980-х в прессе уже можно было встретить объявления наподобие «женщина ищет женщину».
Полностью исследование Валерии Широковой о квир-людях Украины от советских времен до наших дней читайте ЗДЕСЬ.