«Всегда шел первым в бой». Жена павшего защитника рассказала историю мужа на войне и о жизни после потери любимого
Жена Николая до сих пор не знает, как именно погиб ее муж (Фото: БФ Діти Героїв)
Мария работала бухгалтером и воспитывала дочь, когда в 2019 году познакомилась с Николаем — командиром и боевым медиком, который присоединился к рядам защитников с 2014 года.
Николай до последнего защищал Украину, спасал побратимов и стал на защиту ребенка, когда оккупанты стреляли в безоружных гражданских украинцев.
Мария рассказала, как познакомилась с любимым мужчиной, о его пути в армии и жизни после потери.
Мария
С Николаем мы познакомились летом 2019 года. Я уже была замужем в прошлом и воспитывала дочь Софию от первого брака. Работала бухгалтером в частной фирме, вела спокойную жизнь. Но как-то поспорила с коллегой, не выдержала и в шутку бросила: «Увидишь, не пройдет и года, а я уже буду замужем и с ребенком!». Этот момент теперь кажется пророческим, потому что вскоре наступила ночь корпоратива, после которой я решилась зарегистрироваться на сайте знакомств.
На второй день приходит сообщение: «Доброго здоровья, голубушка, как ваше настроение?». Было что-то такое теплое и удивительно искреннее в этих словах, что я просто не смогла не ответить. Мы переписывались несколько дней, и вдруг он предлагает созвониться. Я растерялась и ответила: «Я не умею». Но Николай не растерялся и сказал, что всему меня научит.
Мы созвонились и я увидела на экране рыжеволосого мужчину в военной форме, который говорит мне: «Коломыйский военкомат вас слушает». Я так удивилась, что и забыла, что меня видно на камере. Открыла рот и, больше к себе, чем к нему, произнесла: «Господи… и зачем ты мне сдался?».
Наша первая встреча была не менее колоритной. Увидев его впервые, я не сдержалась и спросила: «А почему ты такой худой?». Он посмотрел на меня и ответил: «А почему ты такая полная?». Могло бы показаться, что после такого все закончится. Но для нас все только началось. Как-то Николай признался, что я напоминаю ему маму — такая же острая на язык. Тогда же он окончательно решил, что я должна быть с ним.
4 августа Николай праздновал день рождения и пригласил нас с дочкой. Родители требовали, чтобы я возвращалась в тот же вечер. Но Николай жил в 75 километрах, поэтому это было невозможно. Так и началась наша совместная жизнь.
А ровно через год, в день нашего знакомства, 2 июня 2020 года родилась наша дочь Даша. А через месяц мы решили пожениться. Перед церемонией мы по очереди бегали к машине, где сидела его мама с ребенком, чтобы проверить как она. И именно в той суете я поняла одну истину: В жизни очень много лишнего. Но самое важное — это найти того, с кем хочется прожить всю жизнь.
О пути Николая в армии
Николай — чрезвычайно способный человек. Он обладал феноменальной памятью, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, делал качественный ремонт и умел хорошо одеваться. Кажется, не было такого дела, с которым он не справился бы. Но самое главное — еще с детства он был искренним патриотом. Человеком с четкими убеждениями, который знал, что в случае необходимости станет на защиту своей страны.
Службу начал еще в 2014-м. Его позывной был Дяк и это не случайность. Ведь перед тем, как пойти на фронт, он 12 лет был церковным дьяком. В армии начинал как доброволец, в основном служил в 72-й бригаде. Он был хорошим командиром, который точно знал, как найти подход к собратьям. Суровый, справедливый, требовательный. Часто повторял: «Если не будет дисциплины в тылу, то в бою ее тоже не будет». Но в то же время он стал для своих солдат отцом, ведь мог выслушать, помочь, поддержать.
Еще в начале войны он продал собственную квартиру в Коломые и купил ребятам бронежилеты со словами: «Себе еще заработаю. А им надо сейчас».
Кроме командирской службы, он был и боевым медиком. Часто проводил операции прямо на передовой и спасал побратимам жизни. Однажды пуля прошла через позвоночник одного из бойцов и вышла через челюсть. Все думали, что шансов нет, но Николай его спас.
С 2021 года Николай служил в 10-й горно-штурмовой бригаде. В феврале 2022-го его вызвали в учебный центр, откуда в день полномасштабного вторжения он отправился во Львов.
Я тогда была дома. Проснулась, собралась на работу, и только выйдя из дома, услышала, что началась война. Было трудно поверить, но я не могла оставить людей без выплат. В тот момент я думала только об одном: Николай на передовой. А значит, все будет хорошо.
Николай был в Буче и Ирпене. И то, что он там увидел, оставило в нем шрамы, которые не заживают. Он видел, как расстреливали беременных и женщин с детьми. Как целенаправленно убивали тех, кто не представлял никакой угрозы. И когда оккупанты хотели расстрелять ребенка, он вышел вперед, стал перед оккупантами и сказал: «Стреляйте в меня. Что они вам сделали?». Тогда же раздался выстрел. Рядом с ним расстреляли ребенка.
Как узнала о гибели любимого
Все началось со странной боли в сердце, которая возникла без веской причины. Николай постоянно спрашивал, что со мной, почему мне тревожно. А я не знала, что сказать. Просто чувствовала, что что-то не так. Это продолжалось несколько недель. А потом к нашему двору подъехала машина, из которой вышли военные. И я уже знала. Николай погиб и мир оборвался. С ним ушла часть меня.
Мне до сих пор неизвестны обстоятельства потери Николая. Я только знаю, что их [украинских военных — ред.] было примерно 50 человек, но количество противников значительно превышало их. А Николай, как командир, всегда шел первым в бой. И выходил последним. Но на этот раз он не вернулся.
Жизнь после гибели Николая
После потери Николая я осталась одна с двумя детьми. Я не представляла, как мне удастся справиться. Но однажды я завела беседу с продавщицей в магазине и она посоветовала мне обратиться в благотворительные фонды. В интернете я нашла Благотворительный Фонд Дети Героев и решила зарегистрироваться. Я ничего не ожидала, но была приятно обрадована, когда они откликнулись, оказали психологическую помощь, а также материальную поддержку, подарки и помогли с обучением. Невозможно перечислить все на самом деле. Когда появлялась потребность, Фонд всегда находил способ помочь. И вот это самое ценное. Потому что война продолжается и количество таких семей, как наша, только увеличивается.
Потеря родного человека — это рана, которая всегда будет болеть. Но наша задача — прожить жизнь так, будто этот человек до сих пор с нами. Я именно так и живу. Каждый день представляю Николая рядом. Я знаю, что он наблюдает за мной и в душе всегда с ним разговариваю.
И я знаю, что не имею права сдаваться. Потому что когда пройдет 50 или 60 лет и наступит мое время, я хочу иметь что ему рассказать. Хочу сказать, что его мечты продолжили жить.