С ДИКИМ энтузиазмом  - фото С ДИКИМ энтузиазмом  - фото
Спецпроект

С ДИКИМ энтузиазмом

8 ноября 2017, 00:00

Cтоличный Дикий театр сегодня называют одним из самых громких отечественных театральных проектов – а началось все два года назад с сообщения

"Больше, чем мессенджер": Спецпроект НВ и глобальной интернет-платформы VEON о современных технологиях, расширяющих возможности общения, и о людях, способных использовать эти возможности, чтобы реализовывать мечты, генерировать идеи, объединять, вдохновлять, помогать и делать мир лучше.

Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но не любой и не всегда. «В октябре 2015 года я написала режиссеру Максиму Голенко письмо с благодарностью за его спектакль, который только что посмотрела, - рассказывает НВ Ярослава Кравченко, театральный критик, журналист и директор Дикого театра, - А он в ответ сказал, что ищет продюсера. И мы начали переписку». Постановку, вдохновившую Кравченко – спектакль Вий 2.0, – на тот момент курировал Игорь Белиц, а когда она встретилась с ним, чтобы обсудить возможность сотрудничества, оказалось, что тот как раз намерен взять паузу в продюсировании.


Ярослава Кравченко и Максим ГоленкоЯрослава Кравченко и Максим Голенко



Ярослава Кравченко

основательница и директор Дикого театра,
30 лет


В театральной сфере Ярослава оказалась неожиданно для себя: в 16 лет она окончила спортивный интернат, получила юношеской разряд по волейболу, и, мечтая о карьере патологоанатома, готовилась, тем не менее, стать спортсменкой. Но однажды, прогуливалась по Киеву, обратила внимание на яркую молодежь, выходившую из театрального корпуса Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В тот же день подала документы и вскоре стала студенткой факультета театральных искусств, кафедры театроведения – «института благородных девиц», как теперь благодарно-иронично описывает полученное образование основательница Дикого. Учась на третьем курсе, начала работать в пиар-отделе Молодого театра, одновременно пробовала себя в преподавании, издательском деле, воздухоплавании и телевизионных проектах.

Станислав Моисеев позвал Ярославу возглавить пресс-службу главной сцены столицы - Национального театра им. Ивана Франко, и с тех пор театр уже уверенно остается главной сферой ее интересов. Впрочем, телевизионная часть резюме тоже недавно пополнилась новой строкой: нынешней осенью сразу на трех каналах (UA:Перший, 24 и Громадське) состоялась премьера юмористически-аналитического шоу #@)₴?$0 с Майклом Щуром, в качестве его соведущей на экранах появилась «очень специальная корреспондентка» - Яся Кравченко.

VEON доступен в Apple store и Google play

Спектакль Вий 2.0 Кравченко называет «наследством от американского дядюшки». Но на тот момент у нее уже был и собственный продюсерский проект – постановка Joy Division режиссера Ксении Скакун. Премьера состоялась летом 2015 года. «Я чувствовала в себе силу и желание продолжать. Поэтому с Леной Никулиной, с которой нас познакомил Театр Франко, мы задумали открыть продюсерско-маркетинговое агентство по сопровождению независимых проектов.


Ярослава Кравченко и Елена Никулина


Отсутствие грамотных культурных менеджеров – до сих пор является большой проблемой. Я умела писать и делать рекламу, контактировала с различными СМИ, а Лена была и остается одним из лучших дизайнеров Киева. 29 декабря мы купили доменное имя, 7 января Лена подарила мне на день рождения логотип Дикого театра, а уже 10 февраля 2016 был сыгран первый спектакль». Тот самый Вий 2.0 Максима Голенко.

Основой Дикого театра Ярослава Кравченко называет честность и провокацию. Никакой патетики и надуманной проблематики: в основе спектаклей только животрепещущие сюжеты и проблемы, которые требуют если не немедленного решения, то, как минимум, обязательного обсуждения и осмысления. При этом к выбору выразительных средств в Диком театре подходят без церемоний, перед каждой постановкой предупреждая зрителей, что спектакли могут провоцировать, возмущать, травмировать, и не рекомендованы для просмотра людям с неустойчивой психикой.

Провокацию менеджер называет самой быстрой и продуктивной формой общения – большинству людей только эмоциональная встряска может напомнить о необходимости непрестанно задаваться вопросами «кто я?», «чем я занимаюсь?», «для чего я живу?». Ответы на эти вопросы не устает искать и команда Дикого, а среди заявок на участие в новых спектаклях все чаще мелькают резюме актеров из академических трупп – они приходят в проект ради чувства свободы и права на самовыражение, которое не всегда готова предоставить классическая сцена.

От зрителей Ярослава тоже ждет честности. Она убеждена – даже негативный отзыв в Facebook лучше, чем равнодушное молчание, тем более что именно числом реакций и присутствием в информационном поле сегодня определяется успех. Пиар и продуктивный контакт со зрителем – то, на чем, фактически, держится проект. У Дикого театра нет ни меценатов, ни спонсоров: он существует исключительно за счет продажи билетов, а каждый следующий спектакль создается на средства, заработанные предыдущим. Такой подход не оставляет возможности расслабиться и сбавить обороты, зато в результате менее чем за два года независимый проект стал одним из главных ньюсмейкеров и в кругу театралов-любителей, и в профессиональной среде. Между тем, перспектива стать «заслуженным директором» явно не привлекает Кравченко: на вопрос, что такое Дикий театр, она отвечает – оргия, массовый психоз, галлюцинация, которая однажды развеется.

Начиная с февраля прошлого года Дикий театр представил девять спектаклей, их посмотрели 27 525 тыс. зрителей. Кроме Голенко и Скакун в проект включились Павел Арье, Юлия Мороз, Евгения Видищева, сейчас над новой постановкой работает Влада Белозоренко. А также десятки актеров – и профессионалов, и новичков: команда для каждого спектакля отбирается на открытом кастинге.

У Дикого театра нет постоянной труппы, а до недавнего времени и сцены собственной не было – представления проходили всякий раз на разных площадках, всего менее чем за два года было освоено около 40 локаций. Но недавно Ярослава вместе с коллегами стала соосновательницей Сцены 6 - первого в Украине Центра независимого театра.

Пространство открылось осенью 2017 года на шестом этаже столичного Довженко-центра, на Сцене 6 уже сыграли свои спектакли коллективы из 9 стран, прошел конкурс от Британского совета. Теперь у Дикого есть своя сцена, помещения для репетиций и даже пресловутая вешалка (вешалки нет).



Впрочем, Кравченко категорически против того, чтобы ходить на работу по графику, «высиживая» ненужные «с девяти до шести». Личных перемещений по городу и необязательных встреч она тоже советует избегать: если есть возможность обойтись без лишних трат времени, лучше ее использовать.

«Все администрирование Дикого началось с одной групповой переписки в Facebook, сейчас их около 20. Девять переписок по реализованным спектаклям, четыре – по тем, которые еще в процессе производства: Кислород, Kill, Лейтенант и Д-трип. Еще есть группа основателей Сцены 6, группа логистики, административная группа, архитектурная группа и худсовет. В каждой группе по проектам около 20 человек, это актеры, режиссеры, админы, технический состав, хореографы, художники и композиторы. Отдельно есть переписка Незалежні, где обмениваются новостями представители независимого театра не только из Киева, но и из других городов. В ней – еще 60 человек».

К слову, хоть сцена у Дикого театра и появилась, кабинета директора по-прежнему нет – точнее, отведенная под него комната служит одновременно административным помещением, информационным центром и гардеробом. «Пафос, градация и двери с табличками ни к чему, когда стремишься создать структуру, оптимизированную на всех уровнях», - уверенно заявляет основательница Дикого театра и одна из самых эффективных сегодня театральных менеджеров.

  • 9 спектаклей поставлено за два года существования проекта Дикий театр, среди наиболее популярных – Вий 2.0, Том на ферме, Афродизиак, Бути знизу.
  • 27525 зрителей посмотрели спектакли Дикого театра
  • 10 февраля 2016 года был сыгран первый спектакль Дикого театра
  • 14 ноября будет сыгран 90-й спектакль театра
  • 18 октября 2016 года родилась идея создания независимой театральной платформы Сцена 6
  • 7 сентября 2017 года на Сцене 6 – сыгран первый спектакль