Правда, которую опасно игнорировать
Недавно Валерий Залужный написал хорошую статью для The New York Post, в которой рассказал о том, как Россия использует дипломатию как оружие
На самом деле нам теперь хорошо известно, что Россия многое может использовать как оружие — даже, на первый взгляд, невинные вещи, такие как балет или опера.
Одной из особенностей гибридной войны является то, что как средство атаки на противника может быть использовано что угодно. В частности, когнитивная война, которую трактуют как часть гибридной, предусматривает применение чрезвычайно разных — и на первый взгляд невинных — средств. Комментарии в соцсетях, культурные проекты, образование — все, что способно повлиять на мышление врага и таким образом заставить его выполнять твою волю, может стать орудием когнитивной, а значит и гибридной агрессии.
Россия — очень искусный когнитивный боец
Из этого следует важный вывод: имеет значение не только то, с какой целью мы что-то используем, — не менее важно, с какой целью это использует Россия. Например, не имеет особого значения то, почему вы говорите по-русски. Важно, что Россия может использовать это для собственных целей, в частности, чтобы утверждать, что мы — один народ, и претендовать на украинские земли. А культурные инициативы в западных странах могут использоваться для формирования положительного образа России, который затем будет применен в милитаристских целях.
Конечно, можно сто раз себе повторять, что, разговаривая на русском, можно оставаться патриотом, а какая-то русская песня о любви — «вне политики». Это правда. Однако это никак не помешает России использовать упомянутые вещи с нужной ей целью. Это также правда, игнорировать которую опасно.
Помню, как в одной из книг когда-то прочитал, что в руках умелого воина что угодно может стать смертельным оружием. Так вот, Россия — очень искусный когнитивный боец, который задает тон в этой области. Поэтому использовать даже невинные вещи в свою пользу они научились как никто другой.
Поэтому, делая что-то, следует спрашивать себя: как это может быть использовано врагом, и делать все, чтобы минимизировать такое влияние. Конечно, не стоит переступать грань разумного и становиться похожим на параноика. Однако гиперподозрительность во время войны не бывает лишней. Надеюсь, мы осознаем это и найдем разумный баланс.