Угрозы войной и аннексией. Во что Трамп может превратить Америку
Все это может быть просто троллингом. Но для чего
Недавний отказ новоизбранного президента Дональда Трампа исключить возможность начала войны с целью аннексии Гренландии и повторной оккупации Панамского канала, а также его угрозы применить экономическое давление для аннексии Канады могут быть просто троллингом.
Трамп, кажется, наслаждается тем, что говорит вещи, которые заставляют людей суетиться, обсуждать их и возмущаться. Трамп также может пытаться, как прозорливо предположил бывший конгрессмен Том Малиновский, отвлечь внимание от трудностей выполнения обещаний, благодаря которым он был избран. Например, снижение цен.
Угрозы Трампа также могут быть направлены на то, чтобы расшатать Канаду, Данию, Гренландию и Панаму, сделать прелюдию к каким-то переговорам под давлением, которые Трамп может потом разрекламировать как успех своего лозунга «Америка превыше всего».
Соединенные Штаты вряд ли начнут войны против союзников и друзей. С одной стороны, Трамп будет отвечать за последствия, которые будут включать враждебно настроенное население под оккупацией, разрушенную систему Альянса НАТО и изоляцию США от своих друзей, на радость своим противникам — России и Китаю. Трамп выиграл выборы, обещая закончить войны, а не начинать новые.
Трамп выиграл выборы, обещая закончить войны
На более глубоком уровне угрозы Трампа войной и аннексией свидетельствуют о способе мышления о власти в мире, уходящем корнями в XIX век и ранее. Это власть через территориальные завоевания. Это отступление от великой стратегии США, начиная с ХХ века. Эта стратегия была начата президентом Теодором Рузвельтом, хотя и воплощалась непоследовательно.
Она была конкретизирована президентом Вудро Вильсоном в его знаменитой и порой неправильно понятой речи «Четырнадцать пунктов Вильсона» 1918 года и президентом Франклином Рузвельтом в Атлантической хартии, которую он издал вместе с премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем в 1941 году. Затем ее реализовывали президенты США Гарри Трумэн, Дуайт Эйзенхауэр и другие — вплоть до Трампа. Эта стратегия основывалась на совершенно новом способе мышления о том, как продвигать интересы США в мире.
Большую стратегию США иногда сводят к сухому лозунгу «либеральный международный порядок, основанный на правилах», а иногда вменяют ей «идеализм» или «глобализм». На самом деле, президенты США, которые строили эту стратегию, делали умозрительные предположения. Они считали:
— что интересы США лучше будут продвигаться в открытом мире, основанном на правилах, без закрытых империй;
— что интересы США будут развиваться с распространением демократии и верховенства права.
— что Соединенные Штаты будут процветать только тогда, когда будут процветать и другие страны.
Отсюда следовало, что Соединенные Штаты могут сделать мир лучше и при этом стать богаче.
Великая стратегия США была, в принципе, универсальной: Соединенные Штаты могут быть друзьями всех народов, разделяющих эти основные ценности. Это соответствовало нации, основанной не на «крови и земле», а на принципе, что все люди созданы равными, принципе, который, как настаивал президент Авраам Линкольн, «применим к людям во все времена».
Это принципы, которые Соединенные Штаты стремились применить, когда, после 1945 года, достигли вершины мирового могущества. Несмотря на все непоследовательности, лицемерие и ошибки, великая стратегия США после 1945 года принесла поколениям всеобщий мир и процветание. Несомненно, эта стратегия нуждается в еще одной корректировке в соответствии со временем.
Но отказ от великой стратегии США в пользу войны, территориальных завоеваний, оккупации и угроз не сделает Соединенные Штаты снова великими. Это сделает Соединенные Штаты просто имитацией путинизма и отражением наций-агрессоров середины двадцатого века — Германии, Италии и Японии.
Угрозы Трампа могут быть хвастовством или тактикой, но они раскрывают темную сторону, недостойную любого президента США. Если их реализовать, то это превратит Соединенные Штаты в простого хулигана, который управляет, применяя силу и страх. Это, несомненно, вызовет реакцию против них, а также разорвет альянсы США. Это значительный отход от традиций, которые наследует Трамп.
Перевод NV
NV обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Atlantic Council. Републикация полной версии текста запрещена.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV