Схватка за будущее мира
После ракетного удара по Сирии, Трамп все же планирует вывести оттуда войска. Как это повлияет на политику ЕС, России и других стран?
«Великолепно исполненный удар… Лучшего результата и быть не могло. Миссия Выполнена». Такой твит написал президент США Дональд Трамп спустя несколько часов после того, как больше сотни американских, французских и британских крылатых ракет ударили по трем сирийским объектам, где могли производить химическое оружие.
«Выполнение» этой миссии заключалось в следующем: продемонстрировать, что применение химического оружия не останется безнаказанным. В идеале, подобные карательные удары должны навсегда лишить сирийское правительство (или любое другое) желания снова использовать химическое оружие, тем самым нарушая конвенцию о его запрещении.
Однако достиг ли Трамп желаемого эффекта? Меньшая по масштабам атака, проведенная США год назад, не изменила поведения сирийского правительства. Маловероятно, что это удалось сделать теперь. То, что Башар Асад получил благодаря применению химического оружия (а именно установление контроля над повстанческими зонами в Думе и Восточной Гуте), превысило цену, которую он заплатил. И практически нет сомнений в том, что его режим по-прежнему обладает химическим оружием и, при необходимости, может тайно его производить.
Военные действия с целью заставить Сирию соблюдать международные нормы - легитимны. Их следует приветствовать, так же, как и решение координировать эти действия с союзниками и угрожать новыми ударами в случае повторного применения химоружия. Это важный сигнал о том, что оппозиция подобного рода атакам является одновременно глубокой и широкой.
Результаты этих ракетных ударов не стоит преувеличивать
В то же время, похоже, США очень серьезно старались избежать столкновения с российскими и иранскими силами. Это снизило риск эскалации, но вместе с тем ограничило действие ответного удара, снизив цену для сирийского правительства. Поэтому, а также по многим другим причинам, результаты этих ракетных ударов не стоит преувеличивать.
Сирийское правительство имеет все основания интерпретировать политику США следующим образом: «Мы будем стоять в стороне и ничего не делать, пока вы терроризируете или убиваете собственный народ – если только вы не будете применять химическое оружие».
На протяжении последних семи лет именно так и происходит: почти полмиллиона сирийцев погибли, а более десяти миллионов были вынуждены покинуть свои дома. Внешняя политика Трампа не столько безнравственна, сколько аморальна.
Ведь США намеренно сделали акцент на том, что ракетные удары не преследуют цель ослабить позиции Асада и его долгосрочные планы. Сирийский лидер, во многом благодаря поддержке России и Ирана, твердо контролирует власть и, по всей видимости, сохранит ее и в будущем. Этот факт трудно принять, но именно так все обстоит на самом деле.
Как же последний ракетный удар повлияет на американскую политику и, что не менее важно, на политику правительств Франции, Британии и арабских стран, выступающих против Асада? Трамп по-прежнему твердо намерен свернуть американское военное присутствие в Сирии (сейчас там около 2000 военнослужащих США). Он ясно дал об этом знать, объявляя о ракетных ударах: «Америка ни при каких обстоятельствах не будет стремиться к бесконечному присутствию в Сирии. Внося свой вклад в эту войну, другие страны приближают день, когда мы сможем вернуть наших воинов домой».
Однако если цель заключается в том, чтобы не допустить повторения ситуации (повторного возникновения ИГ или других террористических групп), то мы все еще очень далеки от этого дня. Как сообщают, сейчас США пытаются убедить Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Иорданию создать суннитские силы, которые бы занимались поддержанием порядка на территориях, освобожденных от ИГ. Не ясно, появятся ли такие силы, и еще менее ясно, смогут ли они действовать самостоятельно, учитывая скромные возможности и широкие задачи этих стран. Значительное военное присутствие США будет по-прежнему востребовано.
Дальнейшее присутствие американских войск также необходимо для сохранения координации с силами сирийских курдов, которые проделали наибольшую часть работы в борьбе с ИГ. Впрочем, поддерживать курдов, не создавая дополнительных проблем в отношениях с Турцией, которая ввела в эту зону войска с целью ослабить курдский контроль, кажется маловероятным. Исходя из этого, США необходимо снизить зависимость своей армии от доступа к турецким базам.
Трамп молчит о несчастьях тех сирийцев, которым пришлось покинуть свои дома. Америка, которая буквально два года назад приняла более 10 тысяч сирийских беженцев, свернула эту ковровую дорожку, приняв в 2017-м лишь горстку сирийцев.
Остается также нерешенным вопрос о том, кто и сколько должен будет заплатить за помощь сирийским беженцам и соседним с Сирией странам, которые приняли этих людей.
Последний вопрос касается дипломатии. Нет никаких реалистичных надежд на организацию переходного политического процесса в Дамаске. Тем не менее, можно достичь соглашений о прекращении огня на местах, а также создать зоны, где гражданское население Сирии (но не правительственные силы) смогут жить в безопасности. Впрочем, такие договоренности, скорее всего, потребуют участия России, которая сможет удержать за столом переговоров правительства Сирии и Ирана. В последнее время Россия действует безответственно, но есть вероятность, что она все же предложит ограниченную помощь хотя бы ради того, чтобы несколько избежать ответственности за свою сирийскую политику.
Ничего из перечисленного не поможет прийти к урегулированию. По всей видимости, Сирия еще многие годы будет оставаться расколотой страной, где нелегитимное правительство продолжит контролировать значительную часть территории. Но если США не станут торопиться с выводом войск, суннитские правительства предоставят солдат и деньги, а Россию удастся убедить играть более конструктивную роль, то это все-таки ограничит насилие и улучшит положение хотя бы части сирийцев.
Перевод НВ
Новое Bремя обладает эксклюзивным правом на публикацию колонок Project Syndicate. Републикация полной версии текста запрещена
Copyright: Project Syndicate, 2018.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени