Несносные боссы. Инструкция по управлению

15 мартa 2016, 19:37
1379
Почему так важно уметь управлять своим боссом и как правильно выстраивать взаимоотношения со сложным начальником

За 15 лет моей активной профессиональной жизни мне всегда очень везло с руководителями – начиная от бельгийского менеджера, который на старте моей карьеры грамотно определил мои сильные стороны и помогал мне в профессиональном росте, опираясь на них. Следующим шагом стал инвестиционный бизнес, где руководитель научил меня гибкости и адаптивности к переменам, и, наконец, мои партнеры в юридическом бизнесе, которые через доверие и осознанность сделали мою карьеру менеджера по-настоящему успешной и эффективной. В то же время, 8 из 10 кандидатов, с которыми я провожу собеседования, основной причиной смены места работы называют «несносных боссов», которые их не ценят, портят им жизнь, не дают возможности нормально работать и профессионально развиваться.

Мало кто из профессионалов будет отрицать, что вершины Олимпа достиг во многом благодаря способности находить общий язык с руководителем. Еще меньше тех, у кого не вызовет удивления, что для каждого специалиста, будь он в начале карьерного пути или у самого финиша, очень важно уметь управлять отношениями со своим руководителем.

Казалось бы, само сочетание слов «управлять руководителем» вызывает противоречие. С другой стороны, ни у кого не вызовет сомнения, что любой руководитель имеет целый ряд обязанностей и функций: организация работы компании или отдела, обеспечение достижения финансовых и других показателей, работа с подчиненными, а, значит, есть что-то или кто-то, кто управляет его работой так же, как и он вашей.

Успех вашей карьеры напрямую зависит от умения находить общий язык с руководителем и выстраивать надежные взаимоотношения.

Подумайте только – любой бизнес на самом деле ничто иное, как управление взаимоотношениями: между клиентами и фирмой, между вчера и сегодня, между руководителем и подчиненным. Любые взаимоотношения непросты из-за постоянного противоречия между сотрудничеством и конкуренцией и на любом уровне должны быть взаимовыгодными, а, значит, ключом к управлению даже самым «несносным боссом» и есть понимание того, как сделать взаимоотношения взаимовыгодными. Для этого достаточно определить ожидания и интересы двух сторон. Список босса, как правило, будет состоять из нескольких обязательных, но не исчерпывающих пунктов: честность, преданность, максимальная отдача и выгода от взаимодействия. Сотрудник в таком wish list укажет стабильность, честность, интересные задачи и возможность профессионально расти.

Теперь, когда у сторон определены ожидания, взаимозависимость сотрудника и руководителя не подлежит сомнению. И если ваш руководитель не электронный наноробот (сегодня система управления командой роботами работает пока в режиме исследований и не выведена в практическое применение в бизнесе), то эффективные взаимоотношения можно выстроить, придерживаясь таких простых принципов:

Всегда давайте ясную и четкую картину происходящего, какой бы негативной не была ситуация

1. Внимательность к стилю работы руководителя и к его потребностям

Какой стиль работы предпочитает ваш руководитель? Как часто и в каком формате привык получать информацию – письменные отчеты или устные комментарии, схематично, кратко и точно - или полное описание ситуации, телефонный звонок или смс. Если вы только начинаете работать вместе, понаблюдайте за его поведением – это лучшая подсказка и помощь. Зная реакцию руководителя на действия и коммуникацию других коллег, вы можете легко определить для себя «черный список» поведенческих характеристик. Выясните, что является наиболее приоритетным для вашего руководителя, и в своей работе старайтесь соответствовать его требованиям и приоритетам.

2. Ошибаться – это нормально, а конфликты неизбежны

Во взаимоотношениях начальник – подчиненный последнее слово обычно остается за начальником, и это может вызывать у вас чувство разочарования, злости и агрессии в случаях, когда принимается решение, противоречащее вашему. Несогласие и отрицательные эмоции – неотъемлемая часть ваших взаимоотношений. Для эффективной работы важно принять то, что ваше мнение не всегда должно совпадать с мнением босса, а ваши идеи не на 100% должны ним приниматься. Так будет даже при самых лучших взаимоотношениях. Помните, что интуитивно руководитель чувствует вашу агрессию и враждебность, а, значит, теряет доверие и становится более закрытым. Контролируйте свои эмоции и реакции на несогласие.

3. Проактивность

Во многих компаниях четко прописаны процессы планирования карьеры, оценки результатов работы, механизмы карьерного роста. Едва ли в официально прописанных, часто шаблонных документах будут учтены ожидания именно вашего руководителя и предусмотрены изменения ожиданий между проведением официальных оценок. Возьмите на себя ответственность за выяснение требований своего руководителя. Понять босса, который не всегда четко способен обозначить свои требования, в действительности может быть сложно, но полное их понимание гарантирует эффективное взаимодействие в дальнейшем. Не ждите также, что руководитель телепатически узнает о ваших ожиданиях – говорите о них, пишите в сообщениях, обсуждайте при первой же возможности во всех деталях.

4. Признание неудач. Надежность и честность

Достаточно одного обмана для потери доверия навсегда. Говорите честно о своих неудачах, о срывах сроков, об ошибках в отчетах, найденных уже после сдачи их боссу. Нечестность - наихудшая черта подчиненного. Всегда давайте ясную и четкую картину происходящего своему руководителю, какой бы негативной не была ситуация. Руководитель должен всегда рассчитывать на честность и открытость с вашей стороны. Будьте наиболее «прозрачным» для своего руководителя, не скрывайте никакой важной для него информации.

5. Меньше слов - больше дела

Каждая просьба и вопрос расходуют ограниченный запас рабочего времени руководителя. С уважением относитесь к времени босса, тщательно анализируйте целесообразность любого вопроса, письма, обращения.

Именно соблюдение этих принципов и понимание настоящих ожиданий станут ключом к управлению ним. Не пытайтесь переделать себя и уж тем более своего босса, вместо этого используйте сильные стороны друг друга и компенсируйте слабые. И, если сегодня в ваших отношениях с руководителем не все отлично, возьмите на себя ответственность управлять ними и сделать взаимовыгодными. Ведь, в конечном итоге, ваша карьера и ваш профессиональный успех – это ваша ответственность.

Соблюдение описанных принципов не гарантирует на 100% счастливую профессиональную жизнь с боссом, но точно помогает сгладить ее острые углы и предугадывать крутые повороты.

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Компании/Рынки

Сегодня, 13:40

img
Что еще, кроме МАУ. Для каких бизнесов Игоря Коломойского победа Владимира Зеленского является хорошей новостью
Политика

Вчера, 16:28

img
Дождался Трампа и уехал. Как прошел вечер в непубличной части штаба Зеленского - репортаж
Гаджеты

Вчера, 21:01

img
Цифровой лопатник. Обзор блокчейн-смартфона Sirin Labs Finney