Не бойтесь – это наше кино

2 сентября 2017, 13:33
3455
Цей матеріал також доступний українською
Свершилось: на украинский приключенческий фильм идут с попкорном

За бортом плюс 36°C. Кондиционер в машине вышел из строя, так что в салоне мы чувствуем себя куриными окорочками. Из пункта А в пункт Б по украинским дорогам 500 км. Нас ждут в очередном кинотеатре, и недоверие ожидающих больше, чем нетерпение. Мы энный раз представляем почтеннейшей публике новый украинский фильм.

Лента называется Червоный, но сразу хочу предупредить речь не о ней. Наш промотур длиной в 23 адски жарких и не менее счастливых дня, как пишут в учебниках по тактике, вскрыл оборону, которую украинцы давно и упорно держат по всей линии культурного фронта. Я знал, что украинское не только кино, но и литература с музыкой давно стало для культурного продукта приговором. Спасибо, что не смертным, однако пожизненной изоляцией от внешнего мира попахивает.

Но убедился в этом лишний раз именно нынешним раскаленным августом, когда вышел из зоны относительного комфорта, тряхнул стариной и отправился представлять зрителям наше кино. Не в эгоистичном смысле “сделанное нами”, а в самом широком: сделанное в Украине. Общаясь с директорами и менеджерами кинотеатров, открывшими нам дверь, чувствовал себя представителем компании, пытающейся выйти на рынок продтоваров с новым сливочным или подсолнечным маслом. Вы наверняка видели таких в супермаркетах. Уставшие мужчины описывают товар, уговаривая взять на пробу хоть малую партию, давят на то, что цена ниже, но качество на уровне. А продавцы так же утомленно объясняют, почему им сложно работать с незнакомой продукцией. Справедливо пеняя на покупателя: люди платят за то, к чему привыкли и в чем уверены.

С украинским кино в нашем случае аналогичная ситуация. И в Ужгороде, и во Львове, и в Виннице, и в Чернигове, и в Запорожье на показ пришли многие из тех, кто в кино ходит нечасто. Та самая новая аудитория, за которой годами охотятся все, кто создает культурный продукт в Украине. Но зритель пришел не потому, что ему интересно. Нас встречала сдержанная вежливость, а в глазах читалось недоверие, компенсировавшееся желанием отбыть “мероприятие”, поставить себе плюсик в карму и удалиться с чувством выполненного долга. Ну вот, опять не получилось у наших, ну да ладно, пускай это же свое, мы же волонтеры.

И всякий раз через два часа, когда зрители вставали на финальных титрах и долго хлопали, а потом азартно фотографировались на фоне постеров, брали автографы и мели книги, на которые до показа не обращали внимания, мы понимали: волонтерству приходит конец. Зритель увидел новое качество украинского кино. Еще не голливудское, но уже без претензий совершить плевок в вечность, плюя при этом и на потребности широкой аудитории. Нам поверили за честность. Мы претендуем не на фестивальные награды за рубежом, а на большинство голосов гривней внутри страны.

Нас встречала сдержанная вежливость, а в глазах читалось недоверие

Украинцы давно хотят своей массовой культуры. Это выводы авторитетного социолога Ирины Бекешкиной, которые я прочел, листая в Интерсити один из августовских номеров НВ. “Нужна украинская массовая культура. Извините, нужна украинская Дарья Донцова. То, что люди читали бы на пляже. Детективные сериалы нужно делать убойные”, говорит она. Спорят с этим только те, кому нечего предъявить широкой аудитории. Отсюда из‑за боязни зрителя-читателя-слушателя культ камерности, закрытости, самобытности, которыми часто прикрывают отсутствие как куража, так и элементарных талантов.

Квоты на украинскую музыку в радиоэфирах спровоцировали уйму критики в соцсетях. Мол, дали украинскому зеленый свет, и на него полезла “всякая попса”. Мелодия ладно, с пивом пойдет, а вы тексты послушайте! Наверняка все эти недовольные знают английский, французский, немецкий, итальянский, польский и другие языки, на которых слагают незатейливые песенки артисты, поющие в эфирах упомянутых стран. Переведите классику Boney M, Джо Дассена, Адриано Челентано, да хоть Робертино Лоретти. Вы удивитесь, насколько мелодии, ритмы и смыслы, доносимые массовой культурой, похожи. Их отличает только национальный привкус, у каждого свой.

А кино изначально родилось как массовая культура. Это потом уже появились фестивали, один локальнее другого. Новое украинское кино по ряду причин началось с фестивальных образцов. Потому пугало широкую аудиторию: скучно, не поймем, нам бы такое, как в Голливуде, но свое. Свершилось: на приключенческий украинский фильм идут с попкорном. Вот он, выросший уровень доверия. То, что заедают воздушной кукурузой, уже интересно. Как и то, под что танцуют. И то, что читают на пляже.

Колонка опубликована в журнале Новое Время за 1 сентября 2017 года. Републикация полной версии текста запрещена

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени


Журнал НВ (№ 22)

Дело Порошенко

Экс-президенту Петру Порошенко светит сразу несколько уголовных дел. Каковы их перспективы?

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Культура

Сегодня, 09:50

img
300 музыкантов, кино и маркет Всі.Свої. Полная программа Leopolis Jazz Fest 2019
Новий вечір

Сегодня, 10:00

img
«Порошенко-спекулянт» и выборы в Раду. Интервью с главой партии ВО Свобода Олегом Тягнибоком — видео
Политика

Сегодня, 13:11

img
В Раду проходят пять партий — общенациональный опрос