Льготный период

21 января, 11:13
1669
Цей матеріал також доступний українською

С 2014-го страна прошла болезненный путь реформирования рынка газа. Но точка невозврата не пройдена. Для этого позитивные перемены должен ощутить каждый потребитель

С момента принятия закона о рынке газа Украина существенно продвинулась на пути реформ. Полностью либерализован сегмент газовых поставок для промышленности, где работают теперь более 400 поставщиков и 60 независимых игроков (в том числе сингапурская Trafigura, польские PGNIG и AOT Energy, а также швейцарские MET Holding и DufEnergy), импортирующих газ из Европы. Нафтогаз из черной коррупционной дыры превратился в прозрачную компанию — крупнейшего налогоплательщика страны.

Благодаря экономии энергоресурсов с 2014‑го по 2017‑й удалось сократить годовое потребление газа на 10 млрд куб. м. Однако газовые поставки для населения и производителей тепловой энергии, составляющие 2 / 3 рынка, до сих пор остаются неконкурентными и закрытыми. Украинцы в полной мере ощутили повышение цен на газ, но так и не осознали преимущества всего происходящего лично для себя. Это создает большие риски для реформы газового рынка и государства в целом.

В силу последних изменений Нафтогаз стал источником 14-17% доходов госбюджета. Серьезный вклад в макрофинансовую стабильность страны. Но все это, к сожалению, слишком далеко от среднестатистического гражданина. Как сделать так, чтобы миллионам украинцев были понятны выгоды газовой реформы? Мой ответ на этот вопрос: монетизация субсидий.

Зачем проводить монетизацию?

Правительство уже не раз озвучивало планы провести монетизацию льгот и субсидий, но пока процесс остановился на уровне поставщика услуг. Конечных потребителей инициатива так и не коснулась.

Реальная монетизация — это живые деньги, перечисленные на карту субсидианта. Разумно использовав средства, человек может не только оплатить газ, но и, например, заменить окно или старый котел. В результате сумма в платежке уменьшится, и вполне вероятно, что такому потребителю в будущем субсидии больше не понадобятся. Это финансовый ресурс для энергоэффективных проектов в многоквартирных домах. Сейчас, при нынешней системе субсидирования, проекты по энергоэффективности нередко оказываются на паузе, люди не готовы что‑либо менять, они просто не заинтересованы в этом, поэтому голосуют против.

Конкуренция среди поставщиков — это более низкие цены для граждан

Монетизация при условии справедливой компенсации поставщикам со спецобязательствами — это также и равные условия для потребителей в глазах альтернативных поставщиков. На сегодняшний день ни один поставщик газа, кроме определенных Каб­мином газсбытов, не может полноценно работать с населением, поскольку ни один не включен в цепочку возмещения субсидий и льгот. Если украинец будет получать субсидии живыми деньгами, а государство станет платить компенсацию за PSO, это изменит ситуацию. А конкуренция среди поставщиков означает более низкие цены и лучший сервис для граждан.

За счет чего финансировать?

За десять месяцев текущего года НАК Нафтогаз заплатила в казну около 103 млрд грн налогов и дивидендов. В проекте бюджета на 2019 год заложены выплаты на субсидии в размере 55 млрд грн. То есть тех средств, которые платит Нафтогаз, вполне достаточно для покрытия льгот.

Правда, есть одно но — обязательным условием для монетизации субсидий должна стать верификация базы потребителей. Облгазы и газсбыты используют немалое количество мертвых душ, на которые, по разным подсчетам, списывается около 2 млрд кубов газа ежегодно. Пора положить конец таким манипуляциям. До конца 2018‑го облгазы обязаны передать Минфину все данные, необходимые для формирования единой базы потребителей.

Конечно, монетизация субсидий и верификация базы далеко не финальные шаги, необходимые для реформирования газового рынка. Важно исключить из цепочки PSO монопольных частных посредников — газсбыты, уже задолжавшие около 20,5 млрд грн, упростить переход потребителя от одного поставщика к другому, а также запустить биржевую торговлю газом по европейским правилам.

Но все эти шаги и в целом судьба рефор­мы газового рынка зависят от поддержки украинского общества. Нужно пройти точку невозврата. Успешная монетизация субсидий и реальный запуск программ энергоэффективности должны помочь в этом. Однако всем игрокам стоит объединиться в этих вопросах.

Колонка опубликована в спецпроекте НВ "Мир в 2019" по эксклюзивной лицензии британского издания The Economist. Републикация полной версии запрещена.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

События

Вчера, 20:45

article_img
Предвестник Сети. Как украинский кибернетик едва не создал Интернет
Страны

Сегодня, 14:01

article_img
Опасность-2019. Из-за волны отказа от вакцин миру грозит возвращение забытых эпидемий
События

Сегодня, 09:06

article_img
День Небесной сотни. Фильм-воспоминание НВ