Почему выборы в Украине не положат конец российско-украинской войне
Помимо того, что президентские и парламентские выборы в Украине нереальны в ближайшем будущем, они мало изменят внешнюю политику Киева и его позицию по отношению к Москве
Среди многих курьезов нового американского подхода к российско-украинской войне — предположение, что досрочные выборы в Украине могут стать полезным или даже решающим фактором в прекращении боевых действий. В частности, утверждение о том, что быстрые перемены в руководстве Украины, то есть новый президент, могут способствовать достижению мира, теперь пропагандируется не только в Москве, но и в Вашингтоне и других столицах. Эти акторы считают такой сценарий правдоподобным, несмотря на то, что политические изменения в Украине в ближайшее время маловероятны, учитывая реальное положение дел на местах.
Нереально ожидать проведения значимых президентских и парламентских выборов в Украине во время войны или даже вскоре после прекращения огня. Полномасштабное российское вторжение, продолжающееся с 2022 года, делает невозможным проведение общенационального голосования и требует более длительного периода подготовки после окончания боевых действий. Война оказала настолько разрушительное воздействие на украинское общество и инфраструктуру, что сейчас в Украине существует консенсус относительно необходимости принятия и реализации нового закона о выборах после войны с учетом новых обстоятельств. Подготовка выборов после войны займет не менее полугода и может затянуться до года.
Поэтому последние призывы к политическому обновлению в Украине в лучшем случае преждевременны и наивны, а в худшем — манипулятивны и подрывны. Начало масштабного наступления России три года назад сделало невозможным проведение упорядоченных выборов, пока на востоке страны продолжаются боевые действия, а по всей стране наносятся авиаудары. В обращении украинских неправительственных организаций, организованном ведущей украинской группой по наблюдению за выборами «Опора», 20 февраля 2025 года говорилось следующее: «Нестабильная ситуация в сфере безопасности, риск обстрелов, террористических атак и диверсий, а также масштабное минирование территорий создают значительные препятствия на всех этапах избирательного процесса».
Этот миф был создан в Москве
Официальным обоснованием требования Москвы о проведении выборов в Украине является якобы забота о легитимности украинского руководства. Однако целью России является не защита народовластия в Украине, а использование повышенной уязвимости страны во время общенациональной избирательной кампании и процедуры голосования для государственных диверсий. Мотивом российской кампании за досрочные национальные выборы в Украине является не стабильный мир между двумя странами, а внутренняя дестабилизация и последующая вассализация Украины.
Вероятные результаты будущих президентских и парламентских выборов
Некоторые комментаторы за пределами России могут не знать о скрытых мотивах, стоящих за кажущимся интересом Москвы к украинской демократии, или отбрасывать их как несущественные. Однако не стоит недооценивать коварство и подрывной характер требования Москвы о проведении выборов. Одним из признаков того, что за декларируемой Россией заботой о демократической легитимности в Украине стоит цель разрушения государства, а не упорядоченный переход власти, является то, что, как известно Москве, успешно проведенные выборы мало что изменят во внешней политике Украины. Гипотетическая смена руководства Украины в ближайшем будущем — в том числе и президента — не приведет к существенному российско-украинскому сближению, вопреки мнению некоторых внешних наблюдателей.
Во-первых, большинство результатов социологических опросов, а также более широкая партийно-политическая констелляция с момента начала полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года пока указывают на вторую победу Владимира Зеленского на президентских выборах в ближайшем будущем. Возможно, Зеленскому не удастся повторить ошеломительный успех 2019 года, когда он набрал более 73% голосов во втором туре президентских выборов. Кроме того, поддержка действующего президента колебалась в течение последних трех лет, поэтому трудно предсказать результат, когда наконец состоятся выборы.
Правда, популярность бывшего главнокомандующего Вооруженными силами Украины и нынешнего посла Украины в Великобритании генерала Валерия Залужного по результатам нескольких опросов обошла популярность Зеленского. Однако Зеленский по-прежнему значительно опережает всех ныне действующих украинских политиков, имеющих более или менее функционирующие политические партии. Его ближайший соперник с официальными политическими амбициями — бывший президент Петр Порошенко. Однако экс-президент не только потерпел впечатляющее поражение от Зеленского в 2019 году. В настоящее время Порошенко получает меньше половины поддержки Зеленского в опросах общественного мнения.
Согласно последним опросам, генерал Залужный, чьей карьере способствовало его резкое повышение Зеленским до главнокомандующего в 2021 году, был бы сильным политическим конкурентом для действующего президента на президентских выборах. Однако до сих пор Залужный не заявлял о таких амбициях, не занимался партийным строительством и не готовился к участию в политической жизни и предвыборной кампании. После назначения послом в Лондоне в 2023 году он стал реже появляться в украинской общественной жизни, хотя народная поддержка его по-прежнему выше, чем у любого другого гипотетического конкурента Зеленского. Пока Залужный не войдет в партийную и электоральную политику, Зеленский остается абсолютным фаворитом на следующих президентских выборах в Украине.
Во-вторых, основная конкуренция и наиболее значимая критика Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа» исходит от правоцентристского и национально ориентированного гражданского общества, а не от политического центра или левых Украины. В Украине осталось лишь несколько заметных умеренных, левоцентристских или пророссийских акторов, имеющих остаточную аудиторию. После начала широкомасштабного вторжения России в 2022 году они либо, как Юрий Бойко или Дмитрий Разумков, потеряли большую часть своей привлекательности для избирателей, либо, как Виктор Медведчук или Евгений Мураев, покинули страну. Весной 2025 года ни один из них не может считаться серьезным будущим претендентом на пост президента Украины.
Зеленского, несмотря на его еврейское происхождение, Москва называет «нацистом», а некоторые неукраинские наблюдатели считают его «ястребом». Однако с начала своей политической карьеры в начале 2019 года он воспринимается большинством украинских журналистов и экспертов как относительно умеренный политик. После прихода к власти в 2019 году Зеленский и его команда часто подвергались критике в Украине за излишний оптимизм, мягкость и нерешительность в отношении России. Высокая популярность Залужного отчасти основана на надежде, что генерал будет более решительным и эффективным в отношении России, чем относительный «голубь» Зеленский.
Среди украинских политических обозревателей широко распространено предположение, что ветераны войны и их партии будут играть важную роль в украинской национальной, региональной и местной политике после окончания войны. Нынешние или бывшие военные с фронтовым опытом теперь рассматриваются многими украинцами не только как хорошо подходящие для защиты своей страны от российской угрозы, но и как менее коррумпированные, более патриотичные и более квалифицированные для руководящих должностей, чем традиционные политики.
Вероятно, в результате будущих общенациональных и субнациональных выборов мужчины и женщины с военным прошлым увеличат свое присутствие в Верховном Совете, правительстве, региональных администрациях и органах самоуправления. Это может произойти за счет их включения в списки существующих партий, выдвижения независимых кандидатов или создания новых политических группировок с военным профилем. Вероятный массовый приход бывших военных в украинскую политику в будущем скорее ужесточит, чем смягчит позицию Киева по отношению к Москве.
Неуклюжий подход Трампа к украинской оппозиции
Недавние неофициальные контакты американских посредников с бывшим президентом Петром Порошенко и бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко в качестве возможных преемников Зеленского свидетельствуют о трехкратном просчете Вашингтона.
Во-первых, большинство наблюдателей, знакомых с украинской политикой, сочли бы политическое будущее Тимошенко или Порошенко туманным. Эти два политика все еще присутствуют в общественной жизни, СМИ и в Верховном Совете сегодня, но они являются представителями ушедшей эпохи и символами проблемного прошлого ранней постсоветской Украины. Их партии, «Европейская солидарность» и «Батькивщина», вероятно, будут и дальше представлены фракциями в следующем украинском парламенте. Однако у Порошенко и Тимошенко мало шансов снова стать президентом, премьер-министром или министром Украины.
Во-вторых, Порошенко и Тимошенко дали понять своим американским коллегам, что они тоже выступают против досрочных выборов. Они разделяют широко распространенное в Украине неприятие предвыборной борьбы и всенародного голосования в военное время. Эти два политика, возможно, также бы скептически отнеслись к проведению выборов сразу после отмены военного положения и ожидали бы более длительного периода подготовки, прежде чем сможет состояться полноценный избирательный процесс.
В-третьих, политические последствия гипотетического восхода Тимошенко, Порошенко или любого другого перспективного кандидата в президенты Украины переоцениваются в Вашингтоне и, возможно, в других странах. Даже если бы такая смена руководства произошла, она мало что изменила бы во внешнеполитической ориентации Украины в целом и в ее отношении к России, в частности. Партии Тимошенко и Порошенко являются более националистическими, чем «Слуга народа» Зеленского. Оба политика в прошлом отличились воинственными заявлениями в адрес России в целом и Путина в частности.
Выводы
Существует очевидное несоответствие между участившимися в последнее время призывами к выборам в Украине и их либо незначительным, либо — с точки зрения готовности Украины идти на уступки — негативным эффектом. Это противоречие связано с сомнительным происхождением и деструктивной функцией идеи о том, что выборы в Украине могут помочь прекратить Российско-украинскую войну. Ни перенос президентских и парламентских выборов в Украине из-за войны, ни личность Владимира Зеленского не являются причиной отсутствия прогресса в текущих переговорах между США, Украиной и Россией.
Широко распространенное ошибочное представление о том, что быстрое избрание нового украинского президента и/или парламента может привести к стабильному прекращению огня или даже прочному миру между Россией и Украиной — это намеренное затушевывание исторических причин и путей прекращения войны. Миф о том, что украинские выборы необходимы для прекращения боевых действий, был создан в Москве. Принятие его было бы серьезной ошибкой для других вовлеченных международных игроков.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV