Клиент не всегда прав

18 декабря 2017, 15:41
Современный бизнес больше не интересует любой клиент любой ценой

Кто сказал, что клиент всегда прав? С чего вы это взяли? Как-то раз я стал свидетелем поучительной сцены, в ходе которой убедился в том, что клиент далеко не всегда прав, и порой его следует жёстко ставить на место.

Видео дня

Дело было в самолете Northwest Airlines, по дороге из Амстердама в Нью-Йорк, а главным участником событий стал мой сосед по креслу – молодой и уверенный в себе житель Киева, явно летевший в такую даль впервые в жизни. Как только мы взлетели, и лампочка “пристегните ремни” погасла, мой сосед вскочил со своего места и куда-то убежал. Я успел задремать и был резко разбужен спустя полчаса, когда вернувшись, он бесцеремонно плюхнулся в своё кресло, задев меня локтем. Впрочем, через 2 минуты он снова вскочил, открыл отделение для ручной клади и стал судорожно в нём копаться – скорее всего, в поисках собственной смирительной рубашки. А потом опять куда-то убежал. И так продолжалось минимум 5 часов.

Всю дорогу он постоянно куда-то бегал, будил шумом сидящих в радиусе 5 метров вокруг себя и требовал у стюардесс всё, что в голову взбредёт. Ни разу ни одна стюардесса не смогла пройти мимо – без того, чтобы не быть окликнутой и получить поручение принести воды, кофе и так далее.

Несколько раз он ошибся при заполнении таможенной декларации, и несколько раз просил новую форму. В последний раз, видимо, находясь в состоянии крайнего эмоционального передоза, паренек вскочил с места и громко потребовал у группы стюардов из параллельного коридора немедленно к нему подойти. И когда это произошло, он загородил старшей стюардессе проход и грубо потребовал немедленно выдать ему ещё один бланк. На что стюардесса внезапно изменила тон, и четко выговаривая слова, резко произнесла: “Сядьте на место, мистер! И позвольте мне выполнять мою работу”. После чего сделала шаг вперед, заставив возмущенного пассажира в замешательстве сесть на своё место. Следующие 40 минут он тихо просидел в своём кресле, жалуясь на уровень сервиса в Northwest. Я же сообщил ему, что будь я капитаном борта – за такое поведение посадил бы его на последний ряд и пристегнул бы наручниками до конца полета.

Фразу “клиент всегда прав” придумал Гарри Гордон Селфридж, основатель знаменитого лондонского универмага Selfridges, в 1909 году, относя её, конечно, не ко всем подряд, а исключительно к посетителям своего премиального универмага. И по сути, эта фраза уже тогда поставила клиентов выше персонала универмага, создав предпосылки для будущей коррозии сервиса.

Ваши сотрудники будут терять время на этих капризных придурков

С тех пор прошло более 100 лет. Технологии продаж изменились настолько, что сейчас можно показывать рекламу товара конкретному человеку, используя его любимые фразы и демонстрируя объявление везде, где упадет его взгляд. Таким образом, фокус в клиентоориентированности уже давно сместился из количественного фактора – в качественный. Современный бизнес больше не интересует любой клиент любой ценой. К тому же зачастую магазин знает о вас всё ещё до того, как вы решили что-либо в этом магазине купить. Но главным в новом подходе к клиентам стал фокус на тех, кто хочет купить ваш товар, а не на тех, кто просто шляется по рынку в поисках халявы и вообще не думает ничего покупать, предъявляя претензии с целью спровоцировать конфликт.

poster
Дайджест NV Премиум
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Задайте себе вопрос, почему неадекватные клиенты должны получать незаслуженное преимущество перед остальными? Мнение, что они всегда правы, не должно давать им права хамить и требовать всё, что душа пожелает. Потому что ваши сотрудники будут терять время на этих капризных придурков, заставляя адекватных клиентов ждать. К тому же, показывая своим сотрудникам, что “клиент всегда прав” – вы демонстрируете им, что их труд вообще не ценен для компании, а также даете им понять, что им всегда придется мириться с капризами клиентов. А такое отношение убивает мотивацию сотрудников, сказываясь на результате.

Конечно, в наших реалиях хороший сервис можно получить только тогда, когда у предоставляющего этот сервис – хорошее настроение. И больше никогда. Но это совсем другая сторона медали, и об этом я тоже часто пишу. Клиент далеко не всегда прав. И если вы не можете справиться с теми, кто хамит, гадит и оправдывает свои действия, ссылаясь на эту глупую фразу, – в первую очередь, разберитесь в ситуации исходя из взвешенной позиции, и, если чётко увидите хамство и агрессию, – зафиксируйте момент и гоните такого клиента в шею.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени
Показать ещё новости
X