Какими будут последствия терактов в Брюсселе

22 марта 2016, 15:12
Современная Европа принадлежит уже не только европейцам – со всеми вытекающими отсюда последствиями и угрозами

Взрывы в Брюсселе, унесшие больше десяти жизней в аэропорту и метро, вновь напомнили Европе об угрозе исламистского террора – и об уязвимости самих европейцев.

«Черная пятница» 13 ноября 2015 года, когда в Париже состоялись 6 скоординированных атак, унесших жизни 129 человек, стала знаковым событием для Европы. Я уже писал об эволюции исламистского террора, сделавшей возможным подобные атаки.

Видео дня

Однако дело не только в самом терроризме. Многое зависит от уровня готовности правоохранительных органов и спецслужб защищать общество от такого рода угроз.

Здесь стоит вспомнить, что состояние западноевропейских служб безопасности в целом отражает тот умиротворенный политический курс, который страны взяли после распада СССР. Отсутствие военной угрозы и ослабление (на первых порах) деятельности российских спецслужб способствовали всеобщему расслаблению и потере бдительности.

Однако вскоре РФ, под чутким руководством выходцев из бывшего КГБ и новой «элиты» ФСБ/СВР, быстро взялась за старое, восстанавливая или создавая заново агентурные сети в странах ЕС и НАТО, уделяя особое внимание бывшему Варшавскому блоку. Оперируя традиционными средствами вербовки: «черными» наличными и легализированными откатами от газовых контрактов, российские спецслужбы плотно внедрились в политическую и экономическую архитектуру современной Европы. Причем сделали это незаметно для самих европейцев, чем немало удивили последних, когда эта агентура вышла из состояния «спячки» со времен начала российско-украинской войны и аннексии Крыма.

Пропустив по большей части российскую угрозу, европейские спецслужбы оказались также не готовыми к угрозе исламистского террора, всерьез и надолго пришедшей на континент на волне колоссального наплыва мигрантов, вызванному обострением ситуации на Ближнем Востоке, и в частности, в Сирии. Этот наплыв мигрантов самым логичным образом был использован террористическими группировками типа ИГ для проникновения в Европу тренированных боевиков и подготовки терактов на ее территории.

Спецслужбам очень сложно вычислить, кто, когда и где пойдет убивать мирных граждан

Проблема с исламистами в Европе заключается еще и в том, что то же Исламское государство в последнее время полагается не столько на ближневосточных радикальных мусульман, сколько на все тех же европейцев, британцев или американцев, по разным причинам примкнувшим к террористам. Посему ИГ в Европе можно не беспокоиться по поводу исполнителей – их всегда можно найти среди уже осевшего или и вовсе коренного населения ЕС.

В этом состоит главная трудность противодействия современной террористической угрозе – спецслужбам очень сложно вычислить, кто, когда и где слетит с катушек и пойдет убивать мирных сограждан.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Для Европы брюссельские взрывы несут сразу несколько последствий.

1. Усиление анти-иммигрантских, ксенофобских и праворадикальных настроений среди населения. С учетом определенной целенаправленности миграционных потоков, используемых тем же Кремлем в качестве оружия против единства ЕС и НАТО, можно утверждать, что подобные акты на руку нынешнему российскому руководству, т.к. дают ему возможность вновь поднимать брошенное было после сирийского провала знамя глобальной антитеррористической коалиции. Это не значит, однако, что РФ напрямую причастна к терактам в Бельгии – скорее всего, в Кремле или на Лубянке знали о такой угрозе, но предпочли, что называется, не мешать.

2. Обострение миграционного кризиса как такового. Можно ожидать возобновления дискуссии по поводу квот приема мигрантов, усиления внешнего пограничного контроля и судьбы Шенгена – ввиду того, что угроза исламистского террора в Европе носит трансграничный характер (те же парижские теракты, как мы помним, готовились в Бельгии).

3. Ужесточение деятельности европейских спецслужб. Поскольку проблема обеспечения безопасности стран-членов ЕС и НАТО все больше зависит от степени контроля над прибывающими мигрантами, а также оперативности определения лиц, представляющих потенциальную угрозу и установления их причастности к действующим террористическим группировкам и/или иностранным разведкам, местные спецслужбы будут переведены не просто на наивысшую степень готовности. Можно ожидать изменения самих подходов к их работе. Еще не так давно европейцы возмущались бесцеремонными методам работы американских специальных служб, преследовавших подозреваемых в связях с «Аль-Каидой» на территории Европы. Теперь же подобная практика будет однозначно взята на вооружение европейскими союзниками Вашингтона, который с удовольствием поделится соответствующим опытом.

Следующим шагом европейских спецслужб должна стать практика работы не только против непосредственных организаторов и исполнителей терактов, но и против их покровителей и вдохновителей, следы к которым не всегда ведут не только на Ближний, но и на Европейский Восток, где практика использования террористических групп для достижения узких политических целей времен «холодной войны» не только не забыта, но и обретает новые смыслы.

Пока же современная Европа принадлежит уже не только европейцам – со всеми вытекающими отсюда последствиями и угрозами.

Показать ещё новости
Радіо NV
X