Запрет сериала Игра престолов. В чем здесь плохие новости
Плохие новости для противников и сторонников этого решения
Неделя началась с очередного скандала вокруг решения Министерства культуры, на прошлой неделе в очередной раз переименованного обратно в свое название (до недавнего времени учреждение занималось, согласно названию, также стратегическими коммуникациями). Опять запретили сериалы, но на этот раз — не российские, все оптом, проходные и «топовые». Ударили по качественному западному, точнее, американскому контенту.
Теперь заблокирован доступ к просмотру на легальных — подчеркиваю это! — платформах четвертого сезона культового сериала Игра престолов, третьего сезона пусть меньше, но все же так же культового Белого лотоса и фильма самого Кристофера Нолана Тенет (многострадальный из-за релиза в разгар ковида блокбастер). Объясняется это участием в американских лентах российского актера Юрия Колокольникова. Который поддерживает российскую агрессию, что для гражданина РФ неудивительно, и снимался в пропагандистских фильмах, что для лица с подобным мировоззрением нормальное положение дел.
Конечно, часть жителей украинского сегмента социальных сетей, прежде всего, Facebook, взорвалась праведным гневом. Который объясняет политолог Алексей Голобуцкий: «Не любят у нас неотвратимость закона ни в чем. Да, русские — соучастники вражеской пропаганды — это плохо, но ведь это суперинтересный сериал! Да, русский — это плохо, но ведь тут человек хороший! У нас пока вполне себе азиатское отношение к законам и их неотвратимости. То есть, когда это про какого-то условного Безрукова и опус про Есенина — запрет нормальный, правильный и одобряемый. А как о ноунейме, но об „Игре престолов“ — то не-не-не-не, так нельзя, это абсурд и диктат, дайте нам посмотреть!» И подводит данный прецедент к логическому, как по мне, общему знаменателю: «Ситуация ничем не отличается от зачистки идеологического пространства от памятников: какой-то Жуков — норм, а вот Пушкина не отдадим!»
Игру престолов запретили, а вот Сватов — нет
Сторонники подобной позиции развивают тему: мол, Игру престолов запретили, зато Сватов — нет. Главные актеры этого топового ситкома от «Студии Квартал`95» и продюсированием от лично Владимира Зеленского, тогда еще не президента Украины, так же признаны угрожающими национальной безопасности нашей страны. Что, выборочное правосудие? Ну, конечно, да, друзьям — все, врагам — закон. Хотя здесь стоит заметить: на самом деле Сваты запрещены для показа в Украине после полномасштабного вторжения. А впервые их запретили еще в 2017 году по упомянутой выше причине. Правда, после смены президента сериал реабилитировали. Однако, только на три года. А создатели почувствовали разве моральный дискомфорт, вряд ли сильно пострадав финансово.
Зато противники решения Минкульта относятся к довольно многочисленной и мотивированной группе противников любых запретов вообще. Позиционируя себя борцами с цензурой и апеллируя ко временам существования Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали (так называемый Нацкоммор — прямая аллюзия на Голодомор в области культуры). Ретрансляторы подобных месседжей считают все запреты тупыми. Убеждены, что потребитель контента сам в состоянии разобраться, что такое хорошо, а что плохо. Развивая тему, аргументируют вред от запрета русскоязычного контента, использования русского языка в публичном пространстве, исполнения во Львове на улицах песен Цоя, сноса памятников Пушкину и Булгакову. А в контексте запрета легального — еще раз подчеркиваю! — показа украинских версий американских сериалов и фильмов заявляют: это подрыв доверия западных партнеров к украинским культурным и медийным институтам.
Дальше начнутся плохие новости для всех участников срачегонного процесса. Действия Минкульта соответствуют букве украинского закона, однако в них нет логики и здравого смысла. А эффективность сведется к спорам в Facebook, не далее. Ведь реально запретить какой-то контент способны власти очень немногих стран.
Прежде всего — тоталитарной Северной Кореи. Чье влияние, оказывается, настолько велико, что в Америке в свое время под давлением и после угроз со стороны КНДР сняли с широкого проката аносированную сатирическую комедию Интервью от компании Sony. По сюжету, двое американских журналистов решились взять интервью у Ким Чен Ына, и под этим соусом ЦРУ подписала обоих на ликвидацию диктатора. Тогда, в 2014 году, решение Sony возмутило американского лидера Барака Обаму, но на ситуацию не повлияло.
Несмотря на запрет большой части западного контента в России, там существует немало способов его потреблять. Речь о пиратских версиях, которые — внимание! — даже выходят в тамошних кинотеатрах. Ко всему, россияне пиратят и переозвучивают и украинские ленты. Есть прецеденты с сериалом Спіймати Кайдаша, фильмами Памфір и Мої думки тихі. Веду к тому, что можно запретить легальный просмотр, однако невозможно справиться с пиратским. Украина еще в 2001 году была признана одной из самых толерантных к кражам чужой интеллектуальной собственности стран. Что совсем не мешало распространять пиратские VHC-кассеты, CD и DVD-диски. И я убежден: сейчас очень мало найдется соотечественников, фанатов Игры престолов, которые смотрели сериал легально, а не на пиратских ресурсах и в русской озвучке.
Больше скажу. Еще в 2013 году канал 1+1 приобрел для легального показа первые сезоны Престолов. Озвучил на украинском, выдал в эфир — и прекратил показ. Потому что топ-сериал, продукт высокого качества, который уже тогда получил культовый статус, дал очень низкий рейтинг. Но «пиратка» тогда же пользовалась большим спросом. В конце концов, подавляющее большинство культовых американских сериалов, среди которых Декстер, Ходячие мертвецы, Во все тяжкие, Карточный домик нынешние борцы против запретов уже посмотрели в свое время на пиратских ресурсах. В основном в русскоязычных версиях. Запретили сезоны, однако с пиратством никто на деле не борется. По крайней мере, так эффективно, чтобы у зрителей не было альтернативы.
Да, это еще одна плохая новость. Я не являюсь сторонником пиратства. Зато где-то так со времен видеосалонов конца 1980-х до середины 2010-х регулярно потреблял этот контент. Из-за безальтернативности. Так что, если уж очень хочется посмотреть четвертый сезон Престолов, реализовать намерение можно. Возможно, будет стыдно за себя. Но ведь это будет ответом несогласных на бессмысленное решение Минкульта.
Третья и последняя здесь плохая новость: западным партнерам безразличны наши культурные институты. Поэтому воспитывать и вразумлять не будут. Так же, как не будет отказа от российских актеров в их фильмах, пусть даже в роли вешалки для одежды. Россиян и дальше будут пускать на престижные и не очень западные фестивальные площадки. Украинские протесты не работают, как и украинские запреты. С приоритетами украинцам придется определяться внутри страны, между собой. И не факт, что удастся о чем-то договориться, когда разрешение или запрет будут касаться кого-то или чего-то российского.