Это не то, чего ожидал Путин. Что показал газовый кризис в Молдове

28 октября 2021, 16:50
NV Премиум

Последние события доказывают: энергетический кризис в ЕС и Молдове еще далек от завершения

Пока Европа не верит своим глазам, наблюдая, как цены на газ выходят из-под контроля (похоже, из-за российского энергетического шантажа), Кремль нацелился на два очень желательных геополитических приза.

Видео дня

О первом много писали все ведущие СМИ. Он сосредоточен на усилиях Москвы путем ограничения поставок в Европу дожать чиновников ЕС, чтобы они дали добро на Северный поток-2 .

Многие, кто в начале сомневался в намерениях Кремля, после слов президента Владимира Путина теперь думает иначе. Последний заявил, что Россия будет подавать в Европу на 10% больше газа, как только Северный поток-2 будет сертифицирован .

О втором призе говорили гораздо меньше, но это касается самой сути принципиального несогласия России с либеральными основами Европы.

Поскольку цены на газ подскочили после периода хаотической волатильности, Путин раскритиковал «умных игроков» из Еврокомиссии за то, что те проталкивали реформирование газового рынка и не подписали долгосрочные контракты на поставку.

В язвительных словах Путина не было ничего нового. Фактически они лишь подтвердили давнее недовольство России относительно либерализации газового рынка ЕС, которую бывший председатель правления Газпрома Дмитрий Медведев еще в 2006 году назвал «самой нелепой идеей в современной экономической истории».

Важно то, что Россия сейчас воспользовалась энергетическим кризисом в Европе с целью оказывать давление на Брюссель, чтобы тот пересмотрел саму структуру своих энергетических рынков, которые были основаны на тех же идеологических столбах, находящихся в основе всего блока, а именно свободной торговли, конкуренции и прозрачности.

Москва также воспользовалась подобным окном возможностей в Молдове, чтобы заставить проевропейское правительство страны и ее президента отказаться от применения правил ЕС, ограничив поставки газа, когда наступили холода.

Брюссель должен начать немедленное расследование причин энергетического кризиса

Желание Молдовы продолжить реформы уже определенное время вызывает удивление. Летом 2021 г. некоторые европейские чиновники уже указывали в частных дискуссиях, что Москве не понравилось желание страны интегрироваться с соседними Румынией и Украиной посредством рыночных механизмов.

Разногласия достигли апогея в начале отопительного сезона, когда Молдова не смогла заключить годовой контракт на поставку с Газпромом, получив продление предварительного соглашения, срок действия которого истек в конце сентября, всего на месяц. В течение нескольких дней стало очевидным, что Газпром на октябрь законтрактовал лишь 67% потребности Молдовы в 90 млн кубометров, что заставило местных чиновников просить промышленных производителей снизить потребление, и, наконец, 22 октября объявить на 30 дней чрезвычайное положение.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Публично чиновники заявили, что разногласия касаются цены на газ, выставленного Газпромом, на которую Молдова не хотела соглашаться, а также погашения долгов и штрафов, которые, по словам Газпрома, достигли $709 млн, при этом россияне настаивали на безотлагательной оплате до 1 декабря.

В частных беседах, однако, молдавские чиновники утверждают, что Газпром также потребовал в рамках погашения долга одобрить распределение собственности операций трансмиссии от вертикально интегрированного действующего оператора, в котором он обладает мажоритарной долей. Поскольку Молдова сейчас находится в экономических затруднениях, неизвестно, сможет ли она погасить долг, не говоря уже о сроке до декабря.

Примеры ЕС и Молдовы показывают, как Россия сейчас стремится нивелировать годы реформ. Это включает в себя настаивание на повторном введении долгосрочных контрактов для европейских потребителей, стремление получить исключения из правил конкуренции для собственных трубопроводов, включая Северный поток-2, и давление на такие страны, как Молдова, дабы те отказались от реформ, поддерживаемых ЕС.

Вопреки советам Путина о том, что Европе было бы лучше обеспечивать природный газ с помощью долгосрочных контрактов, нежели покупать его на спотовых рынках Европы, потому что так было бы в четыре раза дешевле, нет гарантии, что цена, заложенная в долгосрочные контракты, всегда будет ниже, чем на спотовых рынках. Ведь в 2020 году произошло все наоборот, когда цены на нефть в долгосрочных контрактах, в том числе в российских, были выше, чем упавшие до рекордного уровня спотовые.

Долгосрочные контракты не дают гарантии того, что покупатели всегда получат выгоду. Однако они закрепляют долю рынка для таких производителей, как Газпром, тем самым создавая препятствия потребителям быстро реагировать на нестабильность рынка. Можно даже сказать, что геополитический риск, частично способствовавший значительным колебаниям цен от рекордно низких показателей в 2020 году до рекордно высоких показателей в 2021 году, должен убедить компании использовать гибкость, предоставленную рынками, для стремительного и эффективного реагирования.

В прошлом долгосрочные контракты, такие, как соглашение с Украиной от 2010 года (известная как Харьковские соглашения), согласно которому Газпром предложил значительную скидку в обмен на продление сроков аренды Черноморским флотом военно-морской базы в Крыму до 2042 года, усугубили уязвимость покупателей и зависимость от России.

Попытка России освободить Северный поток-2 от правил ЕС по конкуренции, прозрачности и выделение в отдельную компанию распорядителя ГТС возымеет тот же эффект, а именно зафиксирует контроль над маршрутами поставок, а также обезопасит от появления конкуренции или доступа к критически важной информации, отслеживающей точные объемы поступления на европейские рынки

Последние события четко показывают, что энергетический кризис в ЕС и Молдове еще далек от завершения. Сейчас карйне затруднительно предположить, будут ли европейские политики стоять на своем и откажутся ли от постоянно оказываемого давления России. Если грядущая зима будет особенно холодной, ни один политик не захочет рисковать своей карьерой, из принципа жертвуя доступом к природному газу.

Однако произошедшее недавно как в Молдове, так и в ЕС показывает: вместо того чтобы усиливать зависимость от российского газа, европейские власти должны стремиться защитить нынешнюю структуру рынка и поощрять дальнейшую диверсификацию поставщиков и энергоносителей. Брюссель также должен начать немедленное расследование причин энергетического кризиса и гарантировать, чтобы все причастные к этому кризису стороны подверглись санкциям.

Что касается Молдовы, нынешний кризис может оказаться скрытой шокирующей благодатью для политиков, которые принялись искать газ на украинском и румынском газовых рынках в соответствии с европейскими правилами и практикой. Это не то, чего ожидал Путин, но джин уже выпущен из бутылки.

Перевод НВ

НВ обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок AtlanticCouncil. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X