Шесть задач для мира и Украины на 2024 год

9 января 2024, 17:29

Как все должно было бы быть в идеале во время фазы войны на истощение

Вот и начался 2024 год. Начался с беспрецедентного обстрела Украины российскими агрессорами. Вечная память погибшим! Вечный поклон нашим защитникам, сотрудникам всех служб, которые спасали пострадавших! Это очередное преступление — повод для мира и Украины наконец вынести правильные уроки и прибегнуть к соответствующим действиям, которые имеют критическое значение как для победы Украины, так и победы демократического мира над агрессором, который фактически начал третью мировую войну.

Реклама

Задача 1. Победа как стратегическая цель. Демократический мир должен четко определиться, что его целью является безусловная победа Украины и поражение РФ. Именно эта идея должна лечь в основу стратегии помощи Украине как в военно-безопасностном, так и в экономическом измерении. Победу над РФ я вижу как победу мирового демократического сообщества над авторитарным режимом, который не просто нарушает нормы и принципы международного права, но и начал масштабную войну в Европе, то есть в регионе, в котором уже дважды начиналась мировая война.

Задача 2. Участие союзников в борьбе с российской агрессией. До сих пор такое участие реализовывалось в различных формах военной, политической, экономической и гуманитарной помощи. Такая помощь имела и будет иметь критически важное значение для Украины. В то же время у меня возникает вопрос: а не следует ли сегодня нашим партнерам занять более жесткую военно-политическую позицию в отношении РФ. Например, в части безопасности судоходства в Черном море, реагирования на периодические «прилеты» российских ракет на свою территорию и тому подобное. Я не призываю НАТО к прямым военным действиям против РФ, но мне как-то не хватает убедительной демонстрации военной мощи и решимости наших союзников.

Задача 3. Военная помощь. Какое, когда и сколько оружия нужно Украине — это вопрос к военным экспертам. В то же время, кроме политической воли, интенсификация военной помощи требует наращивания производства национальных ВПК, в частности военной техники и вооружений для наземных боевых действий и боеприпасов. Фактически чиновники США и Европы признали, что члены НАТО оказались не готовы к длительной масштабной войне, ведь политиков «развратил» длительный период мира, несмотря на отдельные локальные конфликты и быстрое вызревание агрессивного путинского режима.

Политиков «развратил» длительный период мира

Сложилась ситуация, когда союзники Украины вынуждены искать способы увеличения собственного производства вооружений или их закупки у партнеров-производителей в том числе путем создания специальных экономических стимулов, ослабления соответствующих регуляций и тому подобное. Ведь сейчас уже речь идет не только о помощи Украине, но и об усилении собственной (союзников) обороноспособности.

Задание 4. Санкции. При таких условиях ограничение возможностей РФ производить оружие или покупать его на международных рынках приобретает критически важное значение. Речь идет о полном блокировании доступа РФ к технологиям военного и двойного применения, комплектующим и оборудованию для изготовления оружия и товаров военного назначения.

Такие санкции страны-партнеры Украины должны вводить как против собственных компаний, так и компаний из третьих стран. Это, в частности, требует не только политической воли, но и существенного усиления институциональной способности государственных органов, непосредственно реализующих санкционную политику, законодательного урегулирования правил и процедур применения санкционных ограничений и дальнейшего обращения с подсанкционными активами.

Задание 5. Новый этап войны. Я сторонник точки зрения, что война сегодня перешла в фазу борьбы на истощение. Это означает, что Украина и ее партнеры должны не просто признать этот факт, но и соответствующим образом скорректировать свою собственную стратегию в кратко-, средне- и долгосрочном плане. С точки зрения цели — обеспечения безусловной победы Украины и поражения РФ — речь идет о своего рода новой мобилизации военных, дипломатических, политических и экономических усилий. Чисто в содержательном плане такая мобилизация требует отдельного рассмотрения. Корректировка политики требует соответствующей внутренней политической поддержки в странах-союзниках Украины. Ну а обеспечение такой поддержки является вызовом для национальных политических элит.

Чисто в практическом плане нам всем сегодня нужна согласованная стратегия для нового этапа войны, которая состоит из двух взаимосвязанных компонентов. Фронтовой компонент стратегии обеспечивает Украина, которая непосредственно воюет с российским агрессором. Его цена — это жизни украинских воинов, которые защищают нашу землю, наши человеческие, экономические и гуманитарные потери, масштабы которых являются беспрецедентными в истории независимой Украины.

Тыловой компонент — это наши союзники, которые сегодня обеспечивают военную, финансово-экономическую и политическую поддержку Украине. Причем управление этим тылом имеет, так сказать, коллективный характер, а члены «правления» должны учитывать внешние и внутренние политические и экономические факторы и постоянно согласовывать свои позиции и соответствующие действия в разных форматах. Важным элементом такого «тылового управления» является постоянная коммуникация с третьими странами, учитывая современный уровень политической и экономической глобализации.

Отметим, что Украина и отдельные члены союзной коалиции имеют традиционно сложные политические отношения (Венгрия) или прямые экономические конфликты по торговле сельскохозяйственными товарами (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия) или по международным перевозкам (Венгрия, Польша). Эти конфликты сопровождаются ощутимыми экономическими убытками для Украины. К сожалению, такого рода торговые противоречия будут возникать и в дальнейшем.

Мы также должны признать, что, несмотря на все проблемы внутреннего и внешнего характера, РФ также пытается адаптироваться к новым условиям, и это мы и наши союзники должны трезво учитывать в своих планах.

Задача 6. Развитие украинского военного потенциала. К сожалению, сегодня и в дальнейшем непосредственное бремя прямой военной борьбы с российским агрессором будет нести именно Украина, причем масштабы военной помощи могут не только колебаться, но и уменьшаться.

При таких условиях неэффективное использование собственных бюджетных средств на военные нужды и коррупция в этой сфере — это не просто преступление, а прямая государственная измена. И это также напоминание о том, что не доведенные до конца реформы (реформа правоохранительной системы, антикоррупционная реформа, реформа контролирующих органов и т. п.) при определенных условиях ставят под угрозу само существование украинского независимого государства. С другой стороны, государство пока не нашло своего места на рынке вооружений, прежде всего в вопросе стимулирования частного производства товаров военного назначения, а военные закупки периодически вызывают серьезные вопросы у общественности и правоохранительных органов.

И напоследок. Обеспечение экономической устойчивости Украины должно стать альфой и омегой всех наших политико-экономических решений.

Присоединяйтесь к наш телеграм-канал Взгляды NV

Показать ещё новости