Будущее Балтимора, или Преступники по умолчанию
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
Район Сэндтаун-Винчестер в Балтиморе, где после смерти в полицейском участке чернокожего гражданина начались бунты, имеет много общего с парижским пригородом Клиши-су-буа и лондонским Тоттенемом, в которых в 2005 и 2011 году поднимались восстания в ответ на насилие полицейских в отношении чернокожих. У правительств Франции и Великобритании ушли годы на то, чтобы залечить эти шрамы; впрочем, так и не удалось сделать это до конца. Американским властям в Балтиморе стоит поучиться на их ошибках.
Все эти районы – гетто, населенные бедными людьми, по большей части – цветными, которые пытаются выжить в малоподходящих для обитания домах без пристойной работы, зато с огромным количеством доступных наркотиков на улицах. В Тоттенеме, где полицейские застрелили Майкла Даггана, уровень безработицы был самым высоким в Лондоне. В Клиши, где Зайед Бенна и Буна Траоре, убегая от полицейских, спрятались в электроподстанции и погибли от удара током, каждый пятый житель оставался безработным. В Сэндтаун-Винчестер уровень безработицы достигает 20% - вдвое больше, чем в остальном Балтиморе. Все эти восстания начинались одинаково и сопровождались мародерством и насилием со стороны молодых людей, которым было нечего терять.
Вполне естественно, что первым позывом французских и британских властей стала попытка искоренить причину бунтов. В 2012 году мэр Лондона поручил группе независимых экспертов разобраться, что делать с Тоттенемом. Итоговый отчет под названием «Понадобился еще один бунт» (Как и в Балтиморе в 1968, в 1985 году в Тотенхеме уже бывали волнения), рекомендовал облагораживание региона, что позволило бы построить больше офисов и привлечь в район «белых воротничков». Помимо этого, предлагались меры по укреплению связей в сообществе, в частности, обучение молодежи, набор местных в полицию.
Как строительство офисных зданий поможет решить проблемы безработной чернокожей молодежи?Когда план был принят, усилия бросили на развитие района в ущерб всему остальному. После бунтов британское правительство направило сотни миллионов фунтов на строительство и создание новой транспортной инфраструктуры в районе. Возможно, местные советы надеялись, что бедные семьи просто переедут куда-то.
Местных активистов происходящее не обрадовало. Они не понимали (и вполне справедливо), каким образом строительство нового футбольного стадиона и офисных зданий поможет решить проблемы безработной чернокожей молодежи.
«Изгнание местного населения из района, чтобы туда переселились более успешные люди – это никакое не облагораживание», - заявила в прошлом году ассоциация местных жителей, называющая себя Our Tottenham Planning Working Group. В результате программы безработица в районе немного снизилась, но куда меньше, чем в целом по стране.
Люди, планировавшие восстановление Тоттенема, могли бы спросить у жителей Клиши-су-буа, насколько эффективен выбранный ими подход.
После трех недель бунтов в Клиши правительство построило в районе красивые дома, благодаря которым создавалось впечатление, что район перестал быть гетто. Но жить в этих новых домах было намного дороже, к тому же, жители не были заинтересованы в том, чтобы держать их в чистоте.
Первоначально планировалось продать часть квартир представителям среднего класса и таким образом разбавить состав местного сообщества. Но никто не хотел жить по соседству со вчерашними бунтовщиками. Уровень безработицы в Клиши по-прежнему превышает 20%, а жители все еще чувствуют себя изолированными от общества. Именно в таких районах радикальные исламисты набирают добровольцев для атак, подобных нападению на редакцию Charlie Hebdo.
Когда бунты в Балтиморе закончатся, власть наверняка заговорит о восстановлении района Сэндтаун-Винчестер. Скорее всего, будут выделены деньги на привлечение инвестиций, очищение улиц, постройку на месте заброшенных зданий красивых домов, магазинов и офисов. Но просто избавиться от бедных районов не получится, и правительствам нужно научиться строить отношения с проблемными сообществами таким образом, чтобы избежать социальных взрывов.
Правительство могло бы начать с того, чтобы научить полицейских не воспринимать жителей этих районов как преступников по умолчанию. Ведь такое отношение и приводит к инцидентам, результатом которых становятся бунты. Не помешали бы и новые школы. Справляться с социальными трудностями становится проще, если у людей есть надежда на будущее.
Перевод НВ
Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.