«Доказательство ядерных военных преступлений». На Берлинале состоялась премьера фильма об оккупации войсками РФ Чернобыльской АЭС

17 февраля, 17:25
Фрагмент постера фильма Специальная операция (Фото: @Oleksiy Radynski/Facebook)

Фрагмент постера фильма Специальная операция (Фото: @Oleksiy Radynski/Facebook)

В воскресенье, 16 февраля, на кинофестивале Берлинале состоялась премьера украинского документального фильма Специальная операция режиссера Алексея Радинского.

Фильм Специальная операция режиссера Алексея Радинского и продюсера Любви Кнорозок участвует в конкурсной программе Берлинале Forum Expanded. Документальная лента рассказывает об оккупации ЧАЭС российскими военными в феврале-марте 2022 года. В ее основе сотни часов записей с камер наблюдения, установленных на Чернобыльской атомной электростанции. Эти видео, рискуя жизнью, скопировали работники ЧАЭС. Смонтированные режиссером они погружают зрителя в то, что происходило на территории и за пределами станции в течение пяти недель от момента захвата станции до отступления российских войск. Зрители видят, что происходит на станции будто в режиме реального времени. Специальную операцию называют фильмом-доказательством, ведь записи с видеокамер являются доказательной базой военного преступления РФ в Украине — оккупации опасной зоны ЧАЭС.

Реклама

«Фильм, который делался в том числе и в рамках The Reckoning Project, полностью создан на основе видео с камер наблюдения. Рафинированные берлинцы спрашивали у команды о сюрреалистичности происходящего в кадре, тогда как Алексей объяснял: куда более сюрреалистичным является не ваше ощущение того, что происходит в кадре, а сам факт, что Россия оккупировала ядерный объект и сейчас атакует его дронами, потому что пока мы здесь на сцене — пожарные тушат огонь после пятничной атаки, а ЗАЭС остается оккупированной. Так что это реальность", — пишет журналистка Наталья Гуменюк.

В Сети уже появились рецензии кинокритиков, которые посмотрели ленту Специальная операция.

«Используя записи видеонаблюдения с нескольких камер, расположенных как внутри, так и снаружи зданий комплекса, Радинский создает немого свидетеля оккупации, а также непрерывности жизни до, во время и после войны. Просмотр Специальной операции, жестоко эвфемистического названия, которое россияне дали своей войне против своего соседа, является своеобразным испытанием на выносливость даже при ее короткой продолжительности — чуть больше часа. Но когда монотонность изображений погружается, а камеры вращаются и масштабируются, наблюдать за агрессорами и, откровенно говоря, военными преступниками, которые застревают в подвешенном состоянии и в конце концов движутся дальше, появляется странная надежда. Растение остается невозмутимым, таким же постоянным и крепким, как окружающий его природный мир, который видел гораздо хуже и выжил», — отмечает в своем ревью Марк Ван де Класхорст на сайте International Cinephile Society.

Он называет ленту «журналистско-юридическим документом», а каждый увиденный в ней кадр «доказательством ядерных военных преступлений, и каждого солдата, изображенного на кадрах». И по силе впечатлений сравнивает ее с фильмом Оксаны Карпович Мирные люди, премьера которого также состоялась на Берлинале в 2024 году.

«Подобно высоко оцененному фильму Оксаны Карпович Мирные люди прошлого года, Специальная операция полагается на статические образы без комментариев, чтобы донести свое сообщение, которое определенным образом разделяется между двумя фильмами. На первых кадрах мы видим, как транспортные средства въезжают, а на последних — как они выкатываются. Многое ли изменилось на их временной основе? Нет, жизнь продолжается, как будто их и не было. В, пожалуй, самой трогательной сцене фильма мы видим двух бродячих собак, которые ночью вынюхивают себе дорогу сквозь снег, не обеспокоенные деятельностью вокруг них. Это напоминание о том, что зло может прийти и уйти, но природа всегда останется, и в определенной степени останется Украина. Спецоперация — непростой фильм, но чем дальше от него отдаляешься, тем больше смысла приобретает фильм Радинского", — добавляет он.

Напомним, в Основном конкурсе Берлинале 2025 участвует документальный фильм Лента времени режиссера Екатерины Горностай, которая рассказывает об украинских учителях и учениках, которые продолжат учить и учиться в условиях войны.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости