На что способны морские дроны и как ВСУ использует их для освобождения Крыма
Мнения23 марта 2023, 16:53
Меня спрашивают, насколько эффективными могут быть морские дроны-камикадзе в войне против РФ. Скажу, что они уже продемонстрировали свою эффективность. Как я понимаю, инциденты, произошедшие 29 октября 2022 и 22 марта 2023 в Севастопольской бухте, связаны именно с такими дронами.
Впрочем, сегодня мы еще не можем говорить об их применении в полном объеме, когда можно было бы использовать эти средства поражения на максимальную мощность. Думаю, мы сможем это сделать, когда полноценно выйдем к Азовскому и Черному морям. Именно тогда будет более эффективное использование таких дронов из ближайших точек Азовского или Черного морей к временно оккупированному полуострову Крым.
Есть надводные и подводные версии морских дронов.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Морские дроны можно применять в открытом море, осуществлять патрулирование, контролировать эту зону и таким образом исключать возможность вывода в открытое море большой группы российских кораблей. Если мы, например, вернем под свой контроль Скадовск и освободим Железный Порт, то таким образом значительно уменьшим расстояние использования этих дронов по сравнению с тем, если бы их использовали из Очакова или Одессы, потому что это значительно большие расстояния и меньшая возможность их контролировать в реальном времени. А если для этого использовать Железный Порт или Скадовск, то от них около 200 км до Севастополя и более 100 км до Евпатории. Таким образом, мы сможем значительно уменьшить вероятность уничтожения этих дронов и, соответственно, повысить их эффективность против российских боевых единиц в открытом море.
Заявленная дальность поражения украинских дронов — до 800 км, а боевая часть — 200 кг. Этого вполне достаточно для эффективной борьбы против Черноморского флота РФ. Такой дрон может вывести из строя военный корабль типа фрегат или корвет, не говоря уже о малых ракетных катерах или кораблях.
Такой дрон может вывести из строя фрегат или корвет
Впрочем, если после освобождения юга материковой части Украины у нас будет возможность выводить эти дроны в Черное и Азовское моря, то возникает вопрос: а что нам мешает комплексно использовать и другие средства поражения? Это могут быть, например, противокорабельные ракетные комплексы, которые радиусом действия до 280 км смогут полностью закрывать временно оккупированный полуостров Крым.
И вот как комплексно это может быть решено. Например, противокорабельные ракетные комплексы наносят удары по бухте Севастополя, из которой панически и в авральном режиме выводятся все российские военные корабли, которых уже в открытом море ждет рой морских дронов, начинающих отработку по этим кораблям. Поэтому практически комплексно можно устроить россиянам такой ад, о котором они будут вспоминать не одно поколение.
Вот, например, в Севастополе все увидели, на что способны такие средства. Это была ограниченная демонстрация их возможностей, а полная будет чуть позже.
Морской дрон — недешевое удовольствие. Известно, что стоимость одного украинского морского дрона 10 млн грн, то есть почти $250 тыс. Такая сумма сравнима с бронеавтомобилем — ББМ. Впрочем, любые сравнения не совсем уместны. Вот, скажем, стоимость российской крылатой ракеты может быть $1−10 млн. И с вероятностью 85% эти миллионы будут уничтожены нашей противовоздушной обороной. Хотя и остается определенный процент вероятности, что выпущенные РФ ракеты смогут нанести удар по какому-то объекту.
А у морского дрона за $250 тыс. есть возможность повредить боевой корабль, который стоит почти в сто раз дороже самого дрона. Поэтому, учитывая это, чтобы остановить боевой корабль, мы можем потратить хоть четыре, хоть восемь таких дронов. Если корабль получит повреждение, скажем, от одного дрона, то Россия долго будет ремонтировать свое судно. А если это будут два-три дрона, то они могут даже полностью уничтожить российский корабль.
В мировой истории были случаи применения морских дронов в Персидском заливе. Если речь идет об оманском секторе, то там Иран периодически применяет похожие дроны собственного производства. Хотя это практически безэкипажный катер с огромным количеством взрывчатки. Они уже несколько раз атаковали нефтяные танкеры, которые проходили в Персидским заливе из Саудовской Аравии. И это — современная история.
Полную версию интервью с Александром Коваленко читайте здесь
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди NV