Улица была настроена радикально. Как 33 года назад депутаты впервые решились поднять над Верховной Радой сине-желтый флаг
События4 сентября 2024, 19:04
4 сентября 1991 года над Верховной Радой Украины впервые взвился сине-желтый флаг. Несколько минут он провисел рядом с государственным флагом Украинской ССР, но под крики митингующих Позор! и из-за риска штурма здания советский символ сняли.
Это историческое событие произошло на 11 день после принятия парламентом Акта провозглашения независимости Украины. В тот день депутаты собрались на сессионное заседание, где разгорелись острые дебаты относительно флага.
К тому времени большинство бывших республик пока еще действующего СССР уже подняли над зданиями своих парламентов свои национальные флаги, но Украина, несмотря на провозглашение независимости, все еще сохранила де-юре советские государственные символы УССР.
Перед началом заседания четвертой и внеочередной сессии Верховной Рады I созыва под стены здания парламента пришли тысячи митингующих, которые требовали немедленно поднять над куполом национальный флаг. Но многие депутаты были настроены против этого. Решение приняли только с третьей попытки и после угроз председателя Верховной Рады Леонида Кравчука немедленно подать в отставку, если голосование было провалено.
Страх некоторых нардепов перед сине-желтым флагом можно объяснить тем, что в СССР и его, и трезубец считали идеологически враждебными националистическими символами. Те, кто их пропагандировал и использовал, попадали в зону особого внимания Комитета государственной безопасности. Бывало и так, что все заканчивалось арестом.
К тому же большинство парламентариев были коммунистами, которые недавно поддерживали ГКЧП, то не могло быть и речи, что они проголосуют за украинский флаг.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Флаг — на Раду!
Под стенами Верховной Рады шел митинг, а в сессионном зале бушевали не менее жаркие страсти. Об этом свидетельствует официальный документ — протокол этого знакового для Украины заседания, которое транслировалось на улицу для демонстрантов. Люди вышли с плакатами Флаг — на Раду! и внимательно наблюдали за тем, что происходит в зале.
Началось все с того, что Владимир Яворивский, народный депутат, а еще и известный журналист и писатель, вынес на голосование собственный проект постановления О поднятии над Верховной Радой национального исторического сине-желтого флага. О том, что он должен быть государственным, речь не шла, поскольку до этого на заседаниях различных комиссий депутаты договорились не менять юридический статус флага УССР.
Еще раньше они сошлись на том, что до проведения Всеукраинского референдума красно-синий будет оставаться государственным, а сине-желтый определили национальным. И эти два флага должны были висеть над куполом рядом.
«Вы знаете, этот флаг уже и на московских площадях развевался, и возле Белого дома, — говорил Яворивский, — Вы знаете, что сейчас происходит на нашей площади. Есть еще один вопрос, который нужно снять. Будет референдум, будет конституция, народ выберет себе символику. Той Украинской советской социалистической республики 10 дней уже нет, есть этот переходный период. Я думаю, мы разумно поступим, если, если не ошибаюсь, 263 голоса поддержат проект этого постановления».
После того как Яворивский озвучил детали проекта, началась дискуссия. Одни депутаты настаивали, что судьбу флага должны решать парламентарии, а не граждане, поэтому референдум по этому вопросу вообще не нужен. Другие, большинство которых были коммунистами, были шокированы тем, что из здания Рады может исчезнуть советская символика и всеми силами упирались.
«Национальная символика референдумом не определяется, — настаивал депутат и историк Александр Пискун, — Во всех странах мира так сделано, и поэтому я предлагаю изъять из постановления слова, что речь идет о проведении референдума по вопросам национальной символики. Национальная символика определяется не референдумом, а народом, парламентом».
Вместе с тем депутат и театральный режиссер Лесь Танюк даже предложил другое постановление, в котором не было упоминания ни о референдуме, ни о конституции. А Василий Червоний хотел сразу признать сине-желтый флаг государственным, а не только национальным. Парламентарий объяснял, что 19−21 августа украинцы отстаивали конституционный строй и суверенитет Украины.
Леонид Кравчук с этим категорически не согласился. Он отстаивал постановление Яворивского, а не два других, потому что оно было компромиссным для демократов и коммунистов. Председатель Рады неоднократно повторял: речь идет лишь о поднятии национального флага наряду с государственным. Он просил не углубляться сейчас в другие нюансы.
«Не надо здесь сейчас категорий — государственная, национальная, — говорил он. — Если государственная, то перед вами поставят вопрос, чтобы над куполом была государственная символика, а не национальная. Вот тогда вы не ответите на этот вопрос. Мы же — государство, поэтому там написано правильно».
Наконец Кравчук поставил вопрос на голосование. Постановление Яворивского поддержали лишь 205 депутатов из 363 — решение не прошло. Народные избранники начинали расходиться. Предвидя неладное, Кравчук призвал их вернуться на места и проголосовать второй раз, однако результат был таким же.
Угроза штурма парламента
Провальные голосования вызвали народный гнев под стенами Рады. Здесь уже более пяти часов продолжался многотысячный митинг, на котором выступили представители Народного Руха Вячеслав Чорновил, Степан Хмара и другие активисты. Люди, которые перед этим мирно пели Ще не вмерла Украина и Червону калину, теперь были настроены радикально.
«Идем на штурм и выгоняем этих коммуняк!» — звучали призывы.
Поэтому дискуссия в сессионном зале продолжилась, никто уже не сдерживал эмоций. Этнический армянин депутат Генрих Алтунян давил на чувство национального достоинства украинцев. Бывший политический заключенный и диссидент, он обратился к коллегам с такими словами: «Нет ни одной республики в бывшем Советском Союзе, где бы не был поднят национальный флаг. Народ, который стоит на площади, когда мы проходим, плюет, если нет сине-желтого флага. Они сегодня ждут этого момента. Нет республики, повторяю, ни одной! Так неужели я, армянин, должен уговаривать украинцев, бывших членов партии, чтобы они наконец поняли, о чем идет речь? Неужели не стыдно, в самом деле!»
На это же бил и депутат Владимир Сметанин, назвавшись этническим русским, однако — человеком, который любит Украину: «Давайте же будем достойными нашего государства, которое мы с вами провозгласили 24 числа, и не будем мелочными, а проголосуем и поднимем флаг над куполом!».
Депутат Иван Драч предостерег коллег, что они играют с огнем, а сегодняшнее промедление с поднятием флага может привести к трагедии с жертвами. «Этот флаг с трехцветным флагом России был на тех самых баррикадах, его действительно надо было немедленно тогда еще, 24 числа, поднять и установить. Мы просто опаздываем. Мы не можем выйти из парламента, мы должны здесь ночевать, продолжать заседание, завтра здесь быть, пока этот вопрос мы не решим. Просто не сможем выйти из этого парламента. Мы провоцируем кровопролитие этой ситуацией».
В то время в Раде было монобольшинство из 239 коммунистов, и некоторые из них прибегали к хитрости, чтобы выиграть время. Например, Владимир Марченко предлагал провести консультации с избирателями, чтобы бюрократически потопить постановление. Кравчук возразил: если консультироваться с избирателями по каждому вопросу, Верховная Рада парализуется.
Коммунисты сникли лишь под натиском тяжелой артиллерии — после выступления начальника внутренних войск генерал-майора Василия Санина. Тот решительно заявил с трибуны: «Нужно поддержать предложение, чтобы уже сегодня на нашем самом высоком здании — над зданием Верховной Рады — был поднят национальный желто-синий флаг».
Наконец за постановление проголосовали 265 депутатов — этих голосов было достаточно. Перед закрытием сессии в зал пригласили выступить Василия Повзуна и Геннадия Лукьянчука — украинцев, которые боролись против путчистов на баррикадах в Москве в составе Украинской сотни. Кравчук позвал всех на поднятие сине-желтого флага.
Один флаг, а не два
Ровно в 18:00 часов люди возле парламента увидели, как на куполе спускают красно-лазурный советский флаг. А уже через несколько минут подняли сразу два знамени — и его, и национальный сине-желтый.
Толпа недовольно загудела. Тысячи демонстрантов, скандируя Ганьба! и Комуняку — на гілляку! прорвали кордон милиции, пытаясь попасть в здание. Угроза кровопролития, о котором предупреждал Драч, стала ближе.
Вдруг из окна второго этажа выглянул народный депутат поэт Дмитрий Павлычко: он успокаивал демонстрантов, объясняя жестами, что флаг УССР сейчас спустят. В это время депутаты-демократы находились в кабинете Кравчука.
«Сессии уже не было, депутаты разошлись. Кравчук, — надо отдать ему должное, на свой страх и риск решил снять флаг УССР», — вспоминал позже о событиях того дня Яворивский.
Так над куполом остался только один сине-желтый флаг. Люди устроили празднование, подбрасывая вверх депутатов Павлычко, Ярослава Кендзера, Левка Лукьяненко.
Уже через две недели Президиум Верховной Рады предоставил сине-желтому флагу статус официального. А 28 января 1992 года парламентарии приняли постановление о государственном флаге Украины, без всяких референдумов.