Невозможная история Асадов. Как тихий сирийский офтальмолог и образованная британка создали одну из самых жестких диктатур современности
Країни8 декабря 2024, 18:30
Сирийский диктатор Башар Асад унаследовал от отца кровавый режим, царивший в стране долгих 53 года.
24 года из этого полувека пришлись на правление именно младшего Асада, а из них 13 в стране бушевала жестокая гражданская война.
В итоге Сирию покинули, по оценкам ООН, почти 13 млн. человек и еще около 500 тыс. гражданских погибли.
В последние годы Башару Асаду удавалось контролировать две трети официальной сирийской территории. Однако с конца ноября повстанцы снова захватили один из крупнейших городов страны Алеппо, — и уже всего через несколько недель для диктатора все было завершено.
Эта история пропитана кровью, деньгами, геополитическими амбициями, религиозной ненавистью. Однако самое удивительное в ней то, что хотя она все время бурлила вокруг и при участии Башара Асада, изначально его не должно было бы в ней быть.
Башар вообще не должен был стать президентом. Он был третьим ребенком и вторым сыном в семье своего не менее кровавого отца. Но взять руководство страной должен был его старший брат Басиль.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой
Принц-офтальмолог
Башар Асад родился 11 сентября 1965 года в Дамаске в семье военного командира Хафеза Асада и его жены Анисы Махлуф. Отец тогда еще не руководил страной, а возглавлял национальные военно-воздушные силы.
Клан Асадов исторически происходил из прибрежной Латакии и принадлежал к религиозному меньшинству алавитов — шиитской группе, которая убеждена в божественности четвертого праведного халифа Али.
Когда Башар еще был ребенком, Хафез устроил переворот и в 1971 году стал президентом Сирии, возглавив также правящую партию Баас.
Так Башар, вместе с двумя братьями Басилем и Магером (еще один, самый младший, Маджд, имел умственные нарушения), стал одним из сирийских «принцев». Впрочем, он был тихим парнем и мало интересовался политикой: в 1988-м на отлично окончил Университет Дамаска, стал врачом, — поскольку боялся вида крови, то выбрал специальность офтальмолога, — и получил первую работу в военном госпитале в Тишрине.
Поскольку Хафез имел преемником Басиля, то Башар мог спокойно учиться медицине дальше. И поэтому в 1991 году скромный «принц» покинул Сирию — поехал на стажировку в Лондон.
Но в 1994-м все изменилось — Басиль погиб в Дамаске в автокатастрофе. Башара немедленно отозвали в Сирию, где из врача ему пришлось превратиться в военного командира.
За пять лет Башар получил звание полковника, а впоследствии — маршала.
10 июня 2000-го умер Хафез Аль-Асад, который безжалостно руководил страной 30 лет. Поэтому Башар перенимает руководство страной.
Парламент Сирии даже изменил конституцию, снизив возраст избрания на пост президента до 34 лет — под младшего Асада. Формально его избрали не на выборах, а на референдуме 10 июля 2000 года: на нем Башар получил 97,29% голосов.
Тогда же он женился на Асми Ахрас, которая росла и училась в Лондоне и стала банкиром в J.P. Morgan. Её родители — сирийские сунниты — бежали в Британию после переворота Хафеза в поисках лучшей жизни.
Будущая жена диктатора училась в хороших частных школах, затем стала специалистом по компьютерным наукам в Королевском колледже Лондона. С Башаром она виделась несколько раз в Британии в кругу семьи, — ее мать планировала свести их вместе.
Однако поженились они только через несколько месяцев после смерти Хафеза, — считается, что Асми вместе с Башаром сбежала в Ливию, где молодые и поженились в палатке посреди Сахары. Ради этого будущая первая леди даже отказалась от места в бизнес-школе Гарварда.
Асма безупречно владеет английским, но на тот момент недостаточно свободно знала арабский. Первый год в статусе жены президента она путешествовала по стране инкогнито, знакомилась и общалась с людьми, смотрела на жизнь сирийцев.
Вскоре Асма стала публичной фигурой и ее даже начали сравнивать с принцессой Дианой.
В те времена Сирия была страной-парией, покинутым всеми государством, которое поддерживало террористов по всему миру. Во главе стояла безжалостная, но секулярная партия БААС. Сирия имела проблемные отношения с Израилем, ее войска фактически оккупировали Ливан, а с Турцией Дамаск спорил из-за доступа к водным ресурсам.
Для сирийцев первые годы правления молодой четы стали временем надежд, что после стольких лет жесткой диктатуры Хафеза новый президент, получивший образование на Западе, и первая леди, выросшая в Великобритании, обеспечат мир и свободу в стране.
В течение 2000-х популярность Асадов росла.
В частности, жена нового президента занималась просветительскими проектами через основанный ею Фонд развития Сирии, ездила по стране с надувной палаткой и разговаривала с маленькими сирийцами о гражданских правах.
До начала гражданской войны Асма, которая родила Башару троих детей, и до сих пор является подданной Великобритании, довольно часто выступала еще и на различных международных форумах, рассказывая о демократии и правах человека.
Однако довольно быстро Башар начал закручивать гайки и ограничивать свободу, запрещая выезд диссидентам, социальные сети. Многие противники Башара были арестованы, замучены и избиты.
Асма же постепенно входила во вкус политики, дипломатии и шопинга. Страна, которая до того опиралась на плановую экономику и была бедной, получала миллионы долларов инвестиций через фонд жены президента, — тот считался оппонентами не более чем кошельком семьи Асад.
Так бы оно и продолжалось, если бы не события Арабской Весны в 2011 году.
Асады на войне
В конце зимы 2011-го уличный продавец овощей в Тунисе поджег себя, а заодно — и весь Ближний Восток, начав каскад революций, известных, как Арабская Весна. Пали правительства Туниса, Ливии, Египта. Волны протестов прокатились по арабскому миру, став гражданскими войнами в Йемене, Ливии и в Сирии, где с 1963 года непрерывно действовало чрезвычайное положение.
Для родины Башара все началось в городе Дараа возле Дамаска. Группа школьников разрисовала стену в этом агрокультурном центре граффити «Ты следующий, доктор». Работники службы безопасности Сирии — Махабарата — которую в Дараа возглавлял кузен Башара, нашли их и пытали. Возле мечетей начала собираться толпа на мирные протесты. Но правительственные солдаты открыли огонь на поражение.
Тогда многие в Сирии надеялись, что Башар отреагирует на это насилие и восстановит справедливость.
Но 30 марта 2011 года тот пришел в парламент Сирии с речью, где сказал: Сирия стоит перед большим заговором, кровавые разгоны демонстраций — фейк, а в отставку он ни в коем случае не уйдет.
Среди обиженных сирийцев возникли небольшие вооруженные отряды, которые и начали боевые действия. За первые несколько месяцев в стране погибли 2 тыс. человек.
Итак, пути назад больше не существовало. Серьезный конфликт вспыхнул в 2012 году, тогда же режим Асада начал кампанию химических атак против гражданских и оппозиции, на севере провинции Хама.
Позже Башар повторял мантру, что «десятки тысяч жертв в Хаме подарили нам стабильность» и что его отец Хафез был прав. Уже в феврале 2012 года силы Асада во главе с братом Магером стояли возле Хомса, где выросли родители Асмы, и расстреливали его из артиллерии.
Далее Башар перешел к авианалетам, особенно с появлением у него новых союзников — россиян. Среди прочего было задокументировано более 300 атак правительственных сирийских войск с использованием отравляющего вещества зарин.
На Западе ожидали, что по крайней мере Асма выступит против кровавых действий своего мужа, но британская подданная оказалась надежной сторонницей Башара, публично его поддержав.
Вся страна лежала в руинах, но власть Асады держали железно. В 2014 году, кроме повстанцев, появился новый враг — террористы из Исламского государства, захватившие часть территории Ирака и Сирии. На помощь пришли Кремль и Иран, зацементировав союз, который продержался десять лет, — в 2014-м Асад провел выборы, но только на подконтрольных ему территориях.
В 2016-м режим Башара захватил Алеппо — последний крупный город, контролируемый оппозицией. Война, якобы, пошла на спад. Это совпало с приходом к власти Трампа и первыми авиаударами США по Сирии. ООН перестало считать жертвы гражданской войны.
Несмотря на все это Асада в 2021-м снова переизбрали на пост президента.
Падение дома Асадов
Фактически Сирия превратилась в разделенную страну: центр и юг занимали войска Асада, восток — курдское образование Рожава при поддержке США и последние очаги террористов из Исламского государства, на севере немного земли у собственных границ завоевала себе Турция, а в северо-западном углу исламисты из провинции Идлиб возвели собственное государство.
В таком виде Сирия просуществовала последние относительно тихие четыре года.
Это время режим Асада посвятил важному делу — собственному обогащению.
К примеру дядя Башара Рифат (по прозвищу Мясник Хамы), приобрел два таунхауса в Париже стоимостью $ 90 млн, — деньги на это он взял из сирийского бюджета. А родственники семьи Асадов — братья Махлуфы — построили себе состояние в ОАЭ, где уже долгое время живет сестра бывшего диктатора Бушра. $40 млн президентский клан вложил в московскую недвижимость — ведь в России лечилась от рака груди Асма Асад.
Вообще РФ стала главным союзником и прибежищем для Асада. Поэтому Дамаск преданно защищал любые интересы Путина на международных площадках. Дошло до мелочей: сыновья Башара Хафез и Карим, а также дочь Зейн в 2018 году посетили детский лагерь Артек во временно оккупированном Россией Крыму. Скорее всего, они вместе с матерью сейчас находятся в России.
США наложили на Хафеза-младшего санкции в 2020-м, когда тому было 18. Так же Вашингтон поступил и с его матерью, потому что считает, что Асма обеспечивает жизнедеятельность преступного сирийского режима. Ведь ее фонд не только стал каналом поступления всей международной гуманитарной помощи, но и взял на себя бизнес самого богатого сирийца — дяди Башара Рами Маклуфа.
Больше всего домов Асада и приближенные к ним люди приобрели в Испании — недавно официальный Мадрид конфисковал их собственности на безумные $740 млн.
На пороге нового времени
«Асад пал. Так всегда было и будет со всеми диктаторами, которые делают ставку на Путина: он всегда предает тех, кто на него полагается», — написал в соцсети Х днем 8 декабря министр иностранных дел Украины Андрей Сибига.
Главный отечественный дипломат отметил, что сейчас главной целью является восстановление безопасности в Сирии и защита людей от насилия. Также он отметил необходимость стабилизации региона и обеспечении политического диалога в стране ради ее государственных институтов.
«Мы выражаем готовность проложить путь к восстановлению отношений в будущем и подтверждаем поддержку сирийского народа», — добавил Сибига.
По мнению международных экспертов, сейчас сирийцам нужно закончить войну и сформировать новые, легитимные органы власти, объединить полиэтническое государство. А оно сейчас заполнено секретными тюрьмами, подземными заводами по производству химоружия, российскими, иранскими и турецкими анклавами.
Процесс займет много времени, а успех — не гарантирован. Например, Турция вряд ли остановит давление на курдов силами своих прокси-отрядов.
Неясно также, смогут ли исламисты и джихадисты, которых США, ООН и другие считают террористами, построить новую светскую Сирию, или же все закончится дублем Афганистана.
В любом случае силы, которые сейчас захватили власть, могут быстро выйти из-под контроля, что снова разожжет огонь конфликта.
«Я надеюсь, что через некоторое время они найдут баланс между всеми противоречиями, интересами, — сказал Radio NV отечественный дипломат Александр Хара, эксперт Центра оборонных стратегий, — Сирия может не остаться в тех же границах, она может рассыпаться».
Он ожидает, что нынешние события сведут на нет присутствие РФ в регионе, и Кремль останется без своих сирийских баз: авиационной Хмеймим и военно-морской в Тартусе. А это «ударит по присутствию Путина в других местах».
Да и Андрей Коваленко, руководитель Центра противодействия дезинформации при СНБО, отметил, что Россия потеряла ключевую зону влияния на Ближнем Востоке, включая логистические базы. Что будет иметь определенное эхо для Кремля, ведь после падения режима Асада роль РФ в Африке также будет ослабевать.