Восстановление, масштабирование, экспорт: как EU4Business и ГД ООН в Украине помогают бизнесу расти
Мы поговорили с 12 предприятиями, которым удалось выйти на новый уровень развития, несмотря на релокацию производства, финансовые риски, обстрелы и блэкауты, благодаря грантовой программе от EU4Business, которая реализуется совместно с Глобальным договором ООН в Украине.
Программа международного сотрудничества EU4Business стала одним из ключевых инструментов поддержки украинских предприятий в условиях кризисных вызовов — сначала во время пандемии, а теперь и в период полномасштабной войны. Ее цель — способствовать устойчивости, восстановлению и росту украинских предприятий, а также их интеграции в европейские рынки.
Благодаря поддержке программы уже более 20 тысяч украинских предприятий получили необходимую помощь для адаптации к новым реалиям. Это включает бизнес-консультации от профильных экспертов, учебные поездки, тренинги, участие в международных выставках, а также развитие микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в разных регионах Украины.
Так, в мае 2024 года стартовал набор на программу, которая предоставляла грантовую и консультационную поддержку для 12 малых и средних предприятий с высоким экспортным и инновационным потенциалом. Эта инициатива от EU4Business имеет целью поддержать бизнесы, которые стремятся выходить на международные рынки, масштабировать свою деятельность и преодолевать барьеры на пути к инновационному развитию.
Заявки принимали от компаний, работающих в секторах перерабатывающей промышленности (пищевая, легкая промышленность, машиностроение, строительство, изготовление мебели
Эти предприятия получили грант до 40 000 евро каждый, а также имели доступ к групповым и индивидуальным консультациям от экспертов, нетворкинг-сессиям и другим полезным активностям, которые позволили определить и преодолеть барьеры на пути к развитию и масштабированию.
Примеры успешной реализации гранта МСП: как украинские бизнесы удержали свои позиции на европейском рынке, наладили сотрудничество с международными партнерами и открыли новое экспортное направление с помощью программы EU4Business.
Николай Портной, комплаенс-офицер компании Logic Power
Николай Портной рассказывает, что причин для этого было несколько: недостаточность ресурсов для адаптации продукции к требованиям рынка ЕС, недостаток маркетинговой поддержки и трудности в коммуникации с потенциальными партнерами. Из-за этого объемы продаж в Польше постепенно снижались, и компания была вынуждена рассматривать возможность сокращения активности в этом направлении.
LogicPower производит системы резервного питания и источники альтернативной энергии: аккумуляторы, источники бесперебойного питания, солнечные электростанции, системы видеонаблюдения.
Участие в программе стало поворотным моментом, который позволил предпринимателям не только сохранить польский рынок, но и активизировать его развитие.
Благодаря гранту LogicPower смогли инвестировать в современное оборудование, что позволило повысить производительность и качество их продукции, а также разработать эффективную маркетинговую стратегию для выхода на европейский рынок, адаптировать продукцию к европейским стандартам и получить необходимую сертификацию.
Полученное финансирование и консультации в рамках программы способствовали увеличению объемов производства на 138%, росту продаж на 14% по сравнению с 2023 годом и выходу на новые рынки — Польшу и страны Балтии.
Полученные средства были для нас критически важными, ведь они стали катализатором двух ключевых направлений развития нашей компании: экспорта и инноваций. Мы смогли провести анализ потребностей европейских потребителей, адаптировать нашу продукцию к их стандартам и разработать эффективную маркетинговую кампанию. Благодаря этому мы успешно начали свою деятельность на польском рынке. Без этой поддержки мы бы, вероятно, еще долго оставались на уровне внутреннего рынка, теряя возможности для роста и развития.
Производитель дизайнерской деревянной мебели Forto Design пришел на проект с целью масштабирования бренда FORTO на внешние рынки, повышения узнаваемости компании и увеличения объемов продаж.
Компания имеет полный цикл переработки древесины: от закупки сертифицированного сырья до выпуска готового изделия. Предприятие экспортирует мебель собственной торговой марки, а также создает заказы по индивидуальным чертежам.
Благодаря программе предпринимателям удалось открыть новый для себя рынок Испании: посетив международную выставку мебели, дизайна и интерьера Habitare в Хельсинки, Forto Design начал сотрудничать с испанским заказчиком и реализовал первый масштабный проект с новым партнером.
Главным вызовом компании было отсутствие ERP-системы для эффективного управления бизнес-процессами. Консультации с экспертами, финансируемые программой, помогли предпринимателям выбрать лучший вариант и инвестировать в ERP-систему Odoo, что позволило автоматизировать не только продажи, но и финансовый учет, производство, закупки и управление складом.
Виктор Галич, руководитель по развитию экспорта компании GALEN-1
GALEN-1 с 2000 года работает в области деревообработки, производит кухонные доски, деревянные мебельные щиты и разжигатели огня.
Участие в программе помогло предприятию решить ключевую проблему — получить юридическое подтверждение возможности продажи продукции в Германии. Ранее ведущие немецкие компании отказывались сотрудничать с МСП из-за высокого риска предъявления претензий о нарушении прав интеллектуальной собственности третьей стороны.
Также благодаря программе GALEN-1 получили сертификацию FSC — наиболее доверенный знак в мире для устойчивого лесного хозяйства, который подтверждает отсутствие негативного влияния ведения деятельности компании на лесные экосистемы. Получение сертификата было критически важным для МСП в контексте ответственного ведения бизнеса и налаживания связей с иностранными партнерами.
Для поиска партнерств компания получила членство в международной ассоциации производителей Private Label Manufacturers Association (PLMA), посвященной индустрии торговых марок, которая помогает компаниям в расширении их сетей и повышении конкурентоспособности.
Также грантовую поддержку GALEN-1 использовали для развития бренда, создав корпоративный фильм для продвижения продукта и улучшения дизайна рекламных материалов компании.
Еще одно предприятие, которое усилило свое присутствие на европейский рынках, открыло новое экспортное направление и инвестировало в развитие инноваций благодаря грантовой поддержке — это GOODEVAS. Компания производит экологическую мебель для спорта и развития детей, детские кровати и другие товары из древесины. Свою миссию GOODEVAS видит в создании среды, которая способствует как физическому, так и психологическому развитию детей.
В процессе производственной деятельности компания столкнулась с проблемой утилизации значительного количества вторсырья, преимущественно бумажного. Команда искала эффективное решение, поскольку простое сжигание отходов в котле оказалось энергетически неэффективным, а найти желающих забрать это сырье было сложно.
Решить эту проблему удалось благодаря грантовой программе. Благодаря поддержке ЕС и правительства Германии компания инвестировала в специальную производственную линию, которая позволила превращать имеющееся вторсырье и примеси других материалов в твердотопливные брикеты. Большую часть изготовленных брикетов компания использует для собственных нужд.
Также команда GOODEVAS посетила большую международную выставку детских товаров Babini в Мюнхене, благодаря которой получила ценные контакты и новые заказы своей продукции. Подготовиться к успешному проведению выставки команде помогли экспертные консультации в рамках грантовой программы.
Справочная информация:
Этот материал создан в рамках программы международного сотрудничества «EU4Business: восстановление, конкурентоспособность и интернационализация МСП», которая совместно финансируется Европейским Союзом и правительством Германии и реализуется немецкой федеральной компанией Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH.
Программа направлена на поддержку экономической устойчивости, восстановления и роста Украины, создание лучших условий для развития украинских малых и средних предприятий (МСП), а также поддержку инноваций и экспорта.
Подробнее: www.eu4business.org.ua
Стратегический исполнитель программы — немецкая федеральная компания Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ Ukraine) GmbH. Локальный партнер по выполнению — Глобальный договор ООН в Украине.
#eu4business, #StandForUkraine, #gizSME