Власник мережі АЗС ОККО Віталій Антонов розповів, скільки в країні поганого палива
Торгівля контрабандними нафтопродуктами — золота жила, на якій за часів Віктора Януковича робилися мільярдні статки. Прикладом тому може служити младо-олігарх Сергій Курченко.
За часів екс-президента тіньовий обіг у цьому сегменті досягав рекордних 60% від усього ринку.
Курченко і Янукович втекли з країни на початку весни 2014‑го. Але минулого тижня Володимир Демчишин, міністр енергетики заявив, що сьогодні близько 30% нафтопродуктів в Україні продаються без сплати акцизних зборів. Крім того, до 40% палива в країні — це фальсифікат, як підрахували експерти Об'єднання операторів ринку нафтопродуктів.
Ці цифри вказують на те, що "януковичі" йдуть, а проблеми у бізнесменів, які торгують легальним паливом, залишаються. Про це знає Віталій Антонов, президент і співвласник концерну Галнафтогаз. Його компанія володіє 393 АЗС по всій території України, середньодобові продажі на одній заправці ОККО — одні з найвищих у країні: понад 6,5 т при середньому показнику по країні 2 т.
Антонов посідає 16‑е місце в топ-100 найбагатших людей у рейтингу НВ з активами $267 млн.
Особливістю Галнафтогазу є те, що, навіть якби його українські власники захотіли уникати податків або торгувати фальсифікатом, зробити це вони не змогли б: за прозорістю їхньої діяльності стежать менеджери Європейського банку реконструкції та розвитку, якому належить 18% концерну. Можливо, тому Антонов виступає проти тіньового обігу нафтопродуктів.
— После Евромайдана прошло уже почти два года. Как изменились условия работы бизнеса?
— В худшую сторону, если честно. Упал объем рынка, усиливается налоговая нагрузка, и в этом смысле бизнесу стало тяжелее. Но при этом мы видим будущее для нашего бизнеса в наведении порядка на рынке и установлении единых правил для всех участников.
Сейчас убираются некоторые регулятивные ограничения, упорядочивается взимание налогов. Хорошая тенденция, но можно было бы сделать гораздо больше за это время.
— До Евромайдана участники рынка жаловались, что много нефтепродуктов завозят без уплаты налогов. Потом государство заявило, что в этом виноват Курченко. Что на рынке происходит сейчас?
— Сегодня 30% рынка нефтепродуктов — это теневой рынок, контрабанда и кустарное производство внутри страны.
Такие “производства” располагаются на обычных нефтебазах, поэтому не привлекают к себе лишнего внимания. Способствует такому бизнесу также и то, что в Украине операции с подобными компонентами не требуют никаких специальных лицензий и разрешений. Сегодня те, кто “бодяжит”, открыто продают свои нефтепродукты по более низким ценам, так как экономят на уплате налогов. Понятно, что тот, кто платит все налоги, от этого страдает. Это аксиома.

— Схемы продолжают действовать?
— Да. И я считаю, что главная проблема — закон, который декриминализует контрабанду и контрафакт [принят во времена президентства Виктора Януковича]. Нужно усилить ответственность, эти действия должны стать уголовно наказуемым преступлением. Плюс надо изучить удачный опыт борьбы других стран. Например, в Турции часто нефтетрейдеры уходили от налогов. В 2005 году власти решили бороться с подобными вещами, сегодня фактически их побороли. Они начали добавлять в топливо определенный химический маркер, который свидетельствует, что это топливо легально ввезено или произведено с уплатой всех налогов. Сейчас компетентными госорганами разрабатывается законопроект об электронном администрировании акциза, который существенно поможет решить проблему неуплаты налогов при производстве, ввозе и реализации нефтепродуктов.
— У нас реагент будут подделывать уже через неделю после введения…
— Нужно сделать так, чтобы не подделали. В Турции же сделали. Я думаю, что проблема в том, что этим просто не хотят заниматься. Нужно взять позитивный опыт и применить его в Украине. Но не так, чтобы кто‑то на этом зарабатывал, а так, чтобы это делало государство под контролем общественной организации. Я считаю, что мы недооцениваем роль и место общественных организаций в формировании нашего гражданского общества. Во всем цивилизованном мире это эффективный контроль за властью, за недобросовестными бизнесменами, за соблюдением экологических норм.
— Может, просто снизить налоги и тогда все начнут их платить?
— Дело прежде всего не в размере налогов, а в способе и возможности их взимания. Какими бы ни были налоги, важно, чтобы все их платили в одинаковом объеме. Почему треть рынка сегодня в тени? Потому что налоговая не умеет взимать сбор на все 100%. На 70% умеют, а на 30% — нет. Стоит повышать или понижать налоги, если мы не умеем их собирать? Начать надо с того, чтобы научиться их собирать. Сделать невозможным уход от них.
Мы идем в Европу — давайте посмотрим европейский опыт. Там все это давным-давно уже прошли. Там работают такие же операторы нефтепродуктов, как и мы. И они не позволяют себе не платить налоги, “бодяжить” бензин. Они не разрешают себе ни на йоту отступать от стандартов качества. Бензин там на каждой заправке одинаков. Цена отличается на центы — и то за счет управления операционной эффективностью, а не за счет качества, как часто бывает у нас. В идеале государство должно научиться взимать 100 % налогов на существующей базе и обеспечивать равные условия для всех субъектов предпринимательства. А дальше уже принимать решение повышать или снижать налоги в зависимости от покупательной способности населения и других параметров потребления. То есть осуществлять свою регулятивную функцию.
.

.
— В последнее время выросло количество жалоб на качество топлива. С чем это связано?
— На некоторых нефтебазах производится контрафактная продукция: берется прямогонный бензин и смешивается с очень токсичными, часто запрещенными компонентами, которые увеличивают октановое число обычного бензина. В результате они портят экологию, автомобили, здоровье людей. Потому что доказано: выброс от заправок этим топливом — сплошной канцероген. Я считаю, что государству нужно скорее взяться за эту проблему и хотя бы здоровье граждан поставить во главу угла. Не говоря уже о том, что такое производство — это одна из схем ухода от налогов, так как за ввоз компонентов на территорию Украины, например, не платятся акцизы.
— Как технически все это происходит? За "бодягой" стоит директор нефтебазы, заправки или руководитель компании?
— Я думаю, здесь присутствуют все эти аспекты.
— Вы уверены, что на ваших заправках такого не бывает?
— Уверен. У нас существует сеть мобильных и стационарных лабораторий. Мы научились управлять этим процессом. Мы в этом бизнесе уже более 15 лет, знаем, как с этим бороться. Наша внутренняя служба безопасности постоянно проверяет именно этот момент. Потому что мы считаем, что это самая главная точка дифференциации нашей компании на рынке.
— Тогда и государству нужно идти по этому пути?
— Да. И если надо, мы можем поделиться своим опытом в этой сфере.
Стоит повышать или понижать налоги, если мы не умеем их собирать?— Вы считаете, что это сейчас никому не нужно?
— Я бы сказал, что это кому‑то не нужно.
— В уходе от налогов и продаже некондиционного топлива регулярно обвиняют компании, владеющие крупнейшими сетями АЗС: БРСМ, Континиум. За каждым конкретным фактом ухода от налогов и бодяги стоит директор АЗС или группа во главе с собственником?
— Мне кажется, что эти взаимные обвинения — зачастую просто межкорпоративные войнушки. Но я также знаю, что на уровне государства вопрос ухода от налогов в цивилизованных странах решается очень быстро, без всяких проблем. Там очень быстро всех научили платить налоги. То есть главный вопрос не к бизнес-группам, а к государству.
— Государство возьмется за это?
— Только под давлением общественных организаций. Я верю в гражданское общество. Те процессы, которые были начаты на Евромайдане, в моем понимании продолжаются. Прошла политическая составляющая революции, а экономическая — еще нет. Она будет завершена тогда, когда мы приведем свое законодательство и нашу жизнь, ее регламенты в соответствие с европейскими правилами. Я думаю, что это будет скорее рано, чем поздно. Наша страна сейчас находится в прямой зависимости от иностранных кредитов. И если мы не будем двигаться в правильном направлении, мы лишимся этой поддержки.
Матеріал опубліковано в №44 журналу Новое время від 27 листопада 2015 року