Плюси та мінуси стартап-акселераторів

30 березня 2018, 00:15
943
Цей матеріал зараз доступний лише російською мовою

Побутує помилкова думка, що в акселераторі вас навчать всьому і відразу. Це не зовсім так

Полтора года назад идея, над которой мы с женой работали в Киеве (платформа CruiseBe, помогающая планировать круизы), понравилась американскому стартап-акселератору. После переговоров мы получили предложение пройти программу для стартапов в Далласе, штат Техас. И совершенно случайно попали в новый для себя мир – со своими правилами, требованиями и особенностями.

Что такое стартап-акселераторы?

Стартап-акселератор, или как его еще называют – бизнес-акселератор/инкубатор – это, по сути, определенная организация, поддерживающая стартапы. Ее особенностью зачастую является интенсивность и ускоренный темп программы (почти всегда в районе трех месяцев), подготовка компании и презентация инвесторам. Очевидно, что стартапам практически на всех стадиях развития необходимо финансирование. Кроме этого, им нужны менторы, советники, связи, пиар и т.д. Особенно это важно на ранних этапах, когда о молодой компани никто ничего не слышал.

Аргументы в пользу стартап-акселераторов

Пройдя программу американского акселератора вживую, участвуя в нескольких программах удаленно и будучи ментором для ряда проектов, я определил несколько причин, почему бизнес-инкубаторы стоят того, чтобы делиться с ними частью своей компании.

  1. Стартап-сообщество

Ни для кого не секрет, насколько важны в бизнесе рекомендации. Для работы это едва ли не главное. Кроме того, важно сообщество единомышленников, способное оценить твою идею. Сообщество, которое с тобой на одной волне и всегда поможет. На ранних стадиях таким бизнес-комьюнити может стать среда стартап-акселератора. Общение с другими стартапами и выпускникам акселератора – хорошая возможность найти друзей, получить новые знания, изучить кейсы и узнать истории успехов. Личное общение и контакты всегда лучше, чем банальное чтение подобного в интернете.

  1. Менторская помощь

Это плавно вытекает из первого. Практически все акселераторы предлагают помощь десятков менторов, являющихся специалистами в определенных областях. Не имея доступа к этому сообществу, получить советы такого количества экспертов практически нереально. Конечно, самым упорным и целеустремленным предпринимателям удается самостоятельно выйти на контакт с таким же количеством менторов. Но на это очевидно уходит абсолютно неадекватное количество времени. Кроме того, самые полезные и умные менторы могут стать советниками компании и войти в так называемый Совет. Это может стать репутационным бонусом.

  1. Обучение и мероприятия

Зачастую в акселераторах проводится множество различных мероприятий: от лекций местных предпринимателей до нетворкингов и так называемых демодней. По сути, все подобные мероприятия учат стартапера быть предпринимателем: правильно вести бизнес, общаться с инвесторами и партнерами, создавать питчи и представлять себя на сцене. Это один из самых важных плюсов, который дает акселератор.

Кроме того, нетворкинги и хакатоны дают возможность отточить быстроту реакции, в том числе, на стресс. Например, после одного из хакатонов мы смогли за 24 часа полностью адаптировать нашу модель бизнеса в мир сериала «Игра Престолов». Это было достаточно весело, а также дало небольшой пиар и огромный опыт.

  1. PR и маркетинг

Попадание в акселератор с известным именем само по себе может стать причиной для пиара, как минимум, в локальных новостях. Если же вы просто найдете бизнес-ангела или частного инвестора, вряд ли об этом кто-то напишет.

Кроме этого практически всегда в акселераторах есть профессионалы, отвечающие за PR и связи с прессой. Все вышесказанное относится и к маркетингу. Зачастую среди менторов акселераторов есть специалисты, помогающие в маркетинговом анализе и выборе стратегии. Благодаря этому рекламный бюджет может быть не потрачен впустую.

  1. Финансирование

Акселераторы практически никогда не дают большие суммы. Зачастую их финансов хватает на время прохождения программы, проверку нескольких бизнес-гипотез, создание минимального продукта и поиска первых клиентов. Однако главный смысл финансовой помощи акселератора не в этих первоначальных инвестициях.

Основное заключается в том, что акселератор помогает правильно подготовиться к переговорам с потенциальными инвесторами. Также хорошие акселераторы представляют вашу компанию различным инвесторам, которых потенциально может заинтересовать идея или которые являются экспертами на выбранном рынке. Без акселератора такие контакты получать даже сложнее, чем менторов.

Аргументы против стартап-акселераторов

Мир не может быть однополярным. В акселерационных программах также существуют определенные минусы или ошибочные стереотипы, которые могут не дать вашей идее превратиться в бизнес.

  1. Финансирование – это не наличные деньги

Многие акселераторы обещают стартапам золотые горы и сотни тысяч долларов. Однако зачастую все оборачивается небольшим чеком, которого едва хватит на переезд и проживание во время программы, запуск пары мелких рекламных кампаний и оплаты юриста за помощь. Остальные суммы – привилегии, порой – своего рода «кот в мешке». И тут нужно быть крайне внимательными: иногда это действительно серьезные скидки и услуги (например, год бесплатных серверов, несколько виртуальных тысяч долларов на рекламную компанию), а иногда – откровенно бесполезные для вашей идеи вещи.

  1. Акселератор – это не школа

И хотя обучение считается однозначным плюсом бизнес-инкубаторов, бытует ошибочное мнение, что в акселераторе вас научат всему и сразу. Как строить бизнес, руководить командой, платить налоги и прочее. Это далеко не так. В акселераторе ответят на вопросы, проведут определенные нетворкинги и лекции, помогут советом – и на этом все. За ручку водить никто не будет – это ваша компания, ваш бизнес и только вам принимать все решения. Кроме того, существуют акселераторы, где процесса обучения нет в принципе. Вся суть сводится только к небольшому финансированию, предоставления офиса и нескольких советов. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется учиться самим.

  1. Менторы – это не всегда хорошо

Сайты акселераторов пестрят огромными списками якобы опытных людей. Там обязательно будут несколько громких фамилий. Достаточно часто большинство их них хорошие специалисты. Но иногда туда попадают люди, чей опыт может вызывать вопросы. Не всегда бывший основатель компании, которую кто-то недавно купил, может обладать действительно необходимыми для вас знаниями. Соответственно, вы можете потратить уйму времени на разговоры не о чем.

Более того, к советам даже самых опытных менторов нужно прислушиваться с определенной осторожностью. Порой они не видят полной картины, всей идеи или конкретных проблем. И если вы вдруг последуете неправильному совету – это выльется в потери денег, времени и может стать ударом по репутации. Поэтому всегда нужно очень тщательно изучать бэкграунд возможных советчиков.

  1. Репутация

Последнее время в мире появилось огромное множество сомнительных акселераторов. Немало более-менее успешных «бывших» стартаперов и предпринимателей хотят стать инвесторами и открывают свои небольшие акселераторы. Вот как в американском сериале «Силиконовая долина».

Все чаще бытует мнение, что даже топ-10 акселераторов не такие уж и хорошие. Если идти, то только в топ-5 – а это недостижимая задача для многих. Попадание в акселератор с плохой репутацией может сулить вам большие проблемы. Не забывайте, что эти люди становятся вашими акционерами. А кто захочет в будущем быть «в доле» с ненадежными людьми?

  1. Плохой акселератор – плохие инвесторы

Да, акселераторы представят вас определенному числу потенциальных инвесторов. Хороший акселератор поможет найти профильных инвесторов, плохому – вообще наплевать. Всем важно, чтобы стартап как можно быстрее «закрыл» следующий раунд инвестиций. Результатами таких встреч может стать либо абсолютная трата огромного количества времени и нервов, либо получение инвестиций и нового члена Совета Директоров, который рано или поздно сможет повлиять на принятие неправильного решения, ввиду своей некомпетентности в вашей сфере. Последствия описаны выше.

Эти минусы легко можно преодолеть при правильном и подробном изучении акселератора, его выпускников, удачных сделок и отзывов в прессе. Но стартаперы – это зачастую ограниченные во времени и ресурсах люди. Они без раздумий хватаются за соломинку и надеются, что вытащили счастливый билет. А какой – это мы уже потом разберемся. На самом деле это решение может стать судьбоносным.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Подкасти Радіо НВ

Пропустили улюблену передачу? Не дослухали інтерв'ю? Хочете переслухати радіошоу з архіву?

Підпишіться на подкасти Радіо НВ на Soundcloud.
Слухайте та поширюйте!

Слухати подкасти

Стань автором

Якщо Ви хочете вести свій блог на сайті Новое Время, напишіть, будь ласка, листа на адресу:

nv-opinion@nv.ua

Вибір редакції

Футбол

Вчора, 20:09

thumb img
Шевченко і Зінченко зіграли у футбол з безногим хлопчиком - відео
Food&Drink

Сьогодні, 07:52

thumb img
Ягідними місцями. П'ять нових ресторанів Києва, які варто відвідати
Країни

Сьогодні, 13:25

thumb img
Так може піти Путін. Світові ЗМІ - про відставку Назарбаєва та про Казахстан без нього