Формальный патриотизм, русский язык и буллинг. Родители учеников рассказали NV о самых больших проблемах в украинских школах
Родители украинских школьников поделились с NV проблемными вопросами, которые видят в современных школах (Фото: Reuters)
Родители украинских школьников рассказали репортеру NV Александре Горчинской о самых больших, на их взгляд, проблемах в современном образовательном процессе и в школьной среде в Украине.
Буллинг, гаджеты, русский язык
«Украинский язык детей, точнее его отсутствие — это огромная проблема, которая не решается. Безусловно, все преподаватели, педагоги, весь административный персонал говорят на украинском языке. Но одни дети русифицируют других детей. Я это наблюдаю в классе своего сына, и в более старших классах. Четвертый, пятый, шестой классы — ситуация катастрофическая, там практически нет украиноязычных детей», — рассказывает в интервью NV Андрей, отец второклассника из Киева.
По его мнению, основными причинами такой ситуации являются русскоязычность самих семей, которые не изменили свое поведение после начала полномасштабной войны в феврале 2022 года. А также — высокий уровень потребления русскоязычного контента современными детьми и подростками в интернете. В частности он вспоминает о супер популярной сегодня песне Sigma Boy, которую исполняют российские блогерки Betsy и Мария Янковская. Сейчас она имеет более 150 млн просмотров на YouTube и занимает 48 позицию в списке самых популярных музыкальных видео в мире. По словам собеседника NV, именно эту песню поют украинские дети в школе на переменах:
«Честно говоря, как отец я бы был не против, чтобы в Украине запретили русскоязычный контент, и все, что на русском языке, просто блокировалось в YouTube и Тик-Токе. Я понимаю, что это будет очень сложный разговор с обществом, но, честно говоря, не вижу другого выхода. Потому что убеждение детей не работает. Социализация детей, общение между собой, приколы, мемы, песенки — это все почти всегда на русском языке».
Он также отмечает, что, по его мнению, в украинских школах сформировалось несколько формальное отношение к минуте молчания, к гимну Украины, и вообще к тому факту, что в Украине продолжается полномасштабная война и из-за нее — много погибших. Дети, которые ежедневно утром поют гимн своей страны, могут относиться к этому как к возможности «быстренько заработать определенный балл», чтобы потом на перемене дальше слушать рэп из России.
«Вещи, связанные с Украиной, с патриотизмом, являются поверхностными и формалистичными. Мой сын — украиноязычный, у нас вообще ничего русского нет дома и не было, но даже он начинает относиться к гимну Украины как к какому-то приколу. Например, иногда начинает его напевать не в тему. Почему он это делает? Потому что они это каждый день делают с утра, да?», — говорит Андрей.
Третья проблема, которую он выделяет, говоря о современных украинских школьниках — зависимость от гаджетов. Отсюда вытекает сразу несколько проблем сопутствующих: это и сложности с концентрацией внимания, и неумение прилагать усилия для достижения цели, и засилье злых шуток по отношению друг к другу, и, опять же, потребление русскоязычного контента:
«У моего сына нет телефона, но у него есть YouTube. Он его смотрит дома на телевизоре — формат очень коротких роликов. Я замечаю, что ему становится все труднее сесть и 15 минут работать над чем-то», — подчеркивает собеседник. Он добавляет, что в школе, где учится его сын, гаджеты запрещены, а педагоги идут навстречу родителям в этом вопросе.
Мама второклассницы из Киева Ольга Сытник также выделяет русский язык и зависимость от гаджетов как одни из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться. Из-за русского языка дети не понимают заданий на уроках, фонетически не слышат украинских звуков и отстают в чтении. Это формирует новую моду на репетиторов первых классов, ведь сами родители дома догнать это часто не способны.
«Дети имеют гаджеты уже в первом классе. На переменах они все — в телефонах, нет игр и общения, дети не социализированы. Мой ребенок прямо плакал, что с ним никто не играет», — рассказала Ольга Сытник. Из-за ненадлежащей организации дети также могут проводить время с гаджетами во время группы продленного дня — вместо того, чтобы выходить на улицу или делать домашние задания.
По просьбе NV назвать другие основные проблемные вопросы, связанные со школами сегодня, она также упоминает о наличии разновозрастных детей в одном классе. Так, между детьми 6 и 7 лет может быть кардинальная разница в эмоциональном уровне и способности учиться. Поэтому по детям очень заметно, кто еще не готов к школе и должен был идти на год позже. Родители могут выбирать отдавать детей в школу так рано из-за того, что государственные детсады не оставляют детей старше 6-ти лет на дополнительный год просто так — это возможно только за деньги. Разница в возрасте провоцирует буллинг со стороны других детей.
«Если учительница плохая, она ориентируется на детей, которые лучше, старше, больше успевают, а другие год ковыряются в носу и почти ничего не выучили. Значит, им нужны дополнительные репетиторы. Если учительница хорошая, то этот момент с разницей в возрасте, успеваемости, буллинг она может компенсировать и предотвратить. Поэтому и говорят, что самое главное — выбрать хорошую первую учительницу», — рассказывает Ольга Сытник.
О буллинге говорит еще одна собеседница NV, которая пожелала сохранить анонимность. В школе, где учатся ее дети, буллингом учеников занимаются учителя, преимущественно — старшего возраста. Причиной для травли может служить что угодно:
«Например, это может быть о том, что „у тебя мама не тем работает“. Условно, девушка работает мастером маникюра и педикюра, а учителям это — обслуживающий персонал, они так и говорят, начинают буллить ребенка. Или, например, ребенок — отличник, опережает программу. Учителям это не нравится, и они начинают буллить его, мол, он „самый умный“. При этом, на замечания учителя не реагируют, а когда жалуешься директору, перебрасывают ответственность на других учителей», — отмечает женщина.
Общую атмосферу в школе она называет «нездоровой», и подчеркивает, что многие учителя программу Новой украинской школы (НУШ) читают плохо. Кроме того, некоторые преподаватели берут себе к преподаванию дисциплины не по специальности, что также влияет на качество изложения учебного материала:
«Условно, учительница географии взяла себе часы музыки или искусства. И, соответственно, ситуация такова, что у детей вообще нет этой дисциплины. Преподавателям старшего поколения не хватает денег на жизнь, но они думают, что, мол, младшим учительницам эти часы не так нужны, потому что их еще могут содержать мужчины. При этом, профильные преподаватели для таких дисциплин есть — им просто не дают часы, а отдают старшим, чтобы „им хватало на жизнь“. Я понимаю, что речь идет о нехватке работы и денег, но ученики не должны от этого страдать».
Несоответствующее количество детей в классах, потребность в инклюзивных подходах и проблемы с питанием
Собеседница также рассказывает, что в классах сейчас — 26 детей, несмотря на то, что с 1 сентября 2024 года в соответствии с новой нормой закона в государственных и коммунальных начальных классах в Украине может быть не более 24-х учеников, а в классах базового и профильного среднего образования — до 30-ти учеников. Классные комнаты в школе не рассчитаны на такое количество детей.
Зато Алина, мама двоих детей из села Великоселье, что на Львовщине, наоборот столкнулась с тем, что в их населенном пункте мало детей для того, чтобы сформировать полноценный первый класс.
«В первом классе пока — четыре ребенка, и если не найдут пятого ребенка, что является минимумом для класса в маленьком сообществе, то их будут как-то совмещать со вторым классом. Что это значит? Я пока не знаю. Будет одна учительница на два класса, кроме того, для первого и второго классов — разная программа. Деталей мы до сих пор не знаем», — рассказывает женщина.
Ее младшему сыну — семь лет, у него задержка речевого развития, РДВГ и легкая форма РАС. По словам его матери, в большом классе для такого ребенка нужен ассистент, но в маленьком населенном пункте эта опция отсутствует:
«Он немного не так реагирует, как другие дети, хотя очень талантливый. Ему трудно усидеть на одном месте. Была подготовительная, они писали в тетрадях, пунктиром надо было обвести буквы. И он не хочет синюю ручку, а хочет красную, а красная — у учительницы и нельзя, и это вызывает у него возмущение. То есть может фиксироваться на чем-то, что другие дети могут легко воспринимать», — рассказывает Алина.
Люди с РДВГ и РАС могут коммуницировать с социумом, выполнять задачи, постепенно догонять других, также устраиваться на работу, вести профессиональную деятельность, отмечает она. Но для успешной адаптации в обществе такому ребенку нужно находиться в коллективе разных детей — как нормотипичных, так и нет, где кто-то развивается быстрее, а кто-то — медленнее. Ведь обучение в специализированном классе для них — это о более низкой планке, где ребенок не сможет развиваться должным образом.
«Нам нужно, чтобы ребенок привыкал, что школа — рядом, потому что он любит на чем-то зафиксироваться. Класс на 30−40 человек, как в больших городах, это о сложности для учительницы следить за такой огромной стаей детей. В малом же классе остается больше возможностей уделить внимание каждому ребенку, поддержать и помочь», — рассказывает Алина.
Зато в Министерстве образования и науки сообщают, что уже с 1 сентября 2025 года Правительство Украины не будет финансировать школы, в которых меньше, чем 45 детей, в частности из-за высокой стоимости обучения в пересчете на одного ученика. Местные органы власти должны самостоятельно решить, закрывать такую школу или финансировать ее средствами своего бюджета.
Зоя Зигун из города Гадяч, что в Полтавской области, приводит другие проблемные вопросы, которые существуют в школах по ее наблюдениям. Кроме уже упомянутых выше буллинга и засилья русского языка, она выделяет ухудшение качества школьного питания:
«Вкус, насыщение — сало вместо мяса в супе или хвосты рыбы вместо филе, и температура пищи. Платить за то, что ребенок поковыряется и останется голодным, я не согласна».
Напомним, что реформа школьного питания в Украине стартовала в 2020 году по инициативе первой леди Елены Зеленской. Над разработкой меню для школ работал известный повар Евгений Клопотенко. Зоя Зигун считает, что замеченная ею проблема — не в реформе, а в тех, кто воплощает ее на местах.
«К сожалению, до сих пор много желающих „вынести домой что-то“, или „дети и такое будут есть“. Не говорю о конкретной школе, но много слышу таких историй. В нашей школе готовят вкусно, но мой сын жалуется только на то, что блюда преимущественно холодные», — говорит женщина.
Укрытия и вопросы безопасности
«В первый класс мой ребенок пошел в первый год полномасштабной войны. Укрытие было. Но школа с первого дня обучения почему-то начала закрывать двери, чтобы взрослые вообще не могли входить в школу. Это был первый шок для моего малого: он среди кучи чужого народа, и я не могу к нему приблизиться, даже увидеть через окно. Телефоны, конечно же, тоже нельзя. Когда тревога — это вообще стресс, потому что надо было все бросать и идти в укрытие, а сирена выла над головами так, что у детей начиналась паника», — на условиях анонимности рассказала NV жительница города Мукачево, что на Закарпатье.
По словам женщины, на входе в укрытие наблюдалось столпотворение, лестница — узкая, перила — только с одной стороны, с другой пусто, из-за чего детям можно было упасть с высоты около метра. Однажды на чьего-то ребенка, спускаясь в укрытие, упали двое других детей, и сломали ему запястье. В самом укрытии — один туалет на всех учеников разного возраста, от первого до одиннадцатого классов.
«Учительницы не сидели с детьми, это — моя главная претензия. Стояли все кучками на выходе или возле укрытия, дышали чистым воздухом, в то время как дети парились и дышали пылью в укрытии. Перекуривали, ходили в столовую за кофе, то есть столовая продолжала работать. Некоторые даже бегали за тортом в соседние магазины, а я стояла под закрытой школой, потому что родителям нельзя заходить. А мой малыш плакал внутри, напуганный», — вспоминает собеседница NV.
Из-за состояния укрытия и вопросов безопасности в школе беспокоятся и родители детей из села Задунаевка, что в Одесской области. По словам одной из мам, укрытие расположено через дорогу от школы. Зато дети, которые в это время могут находиться в классах на втором или третьем этажах школы, во время сигнала воздушной тревоги вынуждены быстро спускаться оттуда по лестнице, выходить на улицу, переходить дорогу и снова спускаться — на этот раз в убежище.
До того, как при школе появилось бомбоубежище, во время тревоги дети были вынуждены прятаться в галерее — длинном коридоре с лестницей и большими стеклянными окнами.
«Кроме того, в нашем лицее нет охраны. Нам было бы спокойнее, если бы кто-то присматривал за детьми — для меня это большое переживание», — рассказала женщина. Она также добавляет, что в школе второй год нет медицинского работника, а руководство игнорирует обращения родителей по этому поводу.
Из-за небольшого укрытия в школе дети были вынуждены учиться в две смены, рассказала NV мама пятиклассника из Киева Екатерина Кухарчук. Старшие классы — во вторую. Сейчас строится новое и большое укрытие, которое позволит всем учиться в первую смену. Но до сих пор неизвестно, сдадут ли его в эксплуатацию до начала этого учебного года. Вместе с другими родителями она неоднократно ходила инспектировать строительство нового укрытия, надеясь, что детям не придется учиться во вторую смену:
«Мало того, что война, ночью тревоги, пятый класс — новые учителя, куча предметов, так еще и вторая смена, невозможность посещать секции, которые все ближе к вечеру, изменение графиков, — объясняет Екатерина Кухарчук. — Мой сын еще не ходил во вторую смену. Но другие родители отмечают, что у их детей наблюдается большая утомляемость, потому что темнеет рано и дети идут на уроки практически в обед или серое время дня, сложности с тем, чтобы правильно разделить время — эффективно поучиться утром, и пойти на уроки в обед, а также уменьшение физической активности».
Екатерина Кухарчук добавляет: из-за воздушных тревог и обстрелов у ее сына наблюдается повышенная тревожность. Новый график может только усилить ее.
Могут ли родители на что-то повлиять
Родители — такие же участники образовательного процесса, как учителя и ученики, поэтому их включенность и активность в школьной жизни так или иначе принесет свои результаты. Конечно, это зависит и от руководства школы — слышит ли оно родителей и готово ли вместе решать определенные школьные проблемы, говорит в комментарии NV Инна Лиховид, главная редактор Вчися.Медіа, основанного ОО Вчися:
«Например, русский язык в школе — не простая тема, в которой родители и учителя, учительницы пытаются найти компромисс. Но часто невозможно выделить того, кто возьмет на себя больше ответственности за решение проблемы. Педагоги говорят, что дети несут в школу все идеи, нарративы и привычки, которые имеют дома, в том числе и русскоязычное общение. Зато родители уверены, что всему должны научить учителя. Так не бывает».
Семья должна поддерживать украиноязычную среду: от общения в повседневной жизни — до контента, который потребляют мама, папа и ребенок. Детям, а порой и взрослым надо постоянно напоминать и объяснять, что русский — язык врага, язык, который убивает украинцев, уничтожает Украину и отнюдь не делает нас сильнее, добавляет Инна Лиховид.
Образовательное законодательство определяет, что язык общения ученичества, учительства в школе — государственный, то есть украинский, напоминает она. Если эта норма нарушается, можно писать заявления в Службу образовательного омбудсмена или обращаться к Уполномоченному по защите государственного языка.
Зоя Литвин, основательница общественного союза Освитория и Новопечерской школы в Киеве, отмечает: если проблема в том, что в школе патриотические темы игнорируются или выполняются формально, родителям важно поднимать этот вопрос. Можно обратиться в администрацию с предложениями организовать встречу с ветеранами, просмотр документального кино, провести тематические уроки, привлечь современные материалы. Важно, чтобы инициатива шла в партнерстве, а не в конфронтации:
«Следует помнить: переход на украинский по принуждению или из чувства стыда абсолютно неэффективен. Я побуждаю работать над тем, чтобы он осуществлялся через любовь и ощущение комфорта. В первую очередь, это задача семьи: вы сами можете стать примером для ребенка, вдохновить его знакомством со своими украиноязычными друзьями, вместе просматривать интересный украиноязычный контент».
Что же касается буллинга, родители должны быть первыми, кто сигнализирует об опасности для своего ребенка. Сначала надо убедиться, точно ли речь идет о буллинге как о систематических оскорблениях или издевательствах — физических, психологических, экономических и тому подобное. Далее поговорить с ребенком и заверить, что родители на его стороне, выяснить все обстоятельства инцидентов с учителями, говорит Инна Лиховид. Если это не работает — обратиться к руководству школы. Далее администрация школы должна созвать антибуллинговую комиссию, которая должна быть в каждом учреждении среднего образования, чтобы подробно выяснить все детали, а дальше передать информацию Ювенальной полиции.
В некоторых случаях следует также обратиться к психологу, добавляет Зоя Зигун. Иногда лучшим решением может быть не вмешательство полиции, а переход ребенка в другой коллектив:
«Следует понимать, что где есть дети, всегда, к сожалению, будет буллинг. Это этап развития. Например, в 5 классе особенно обостряется вопрос буллинга, когда начинают закрепляться социальные роли. Прежде всего, важны доверительные родительско-детские отношения. Ребенок должен знать, что он в безопасности дома, что его слышат, что родители могут дать совет — речь не идет о советах вроде „дать сдачи“ или „перетерпеть“. Учителя также должны уметь работать с этим вопросом».
Если буллинг исходит от педагога, важно действовать документально. В случае обоснованных жалоб ребенка, родители могут подать запрос в школу с просьбой предоставить: должностную инструкцию учителя; правила внутреннего распорядка; инструкцию по охране труда; фрагмент записи с камер видеонаблюдения; данные о наличии фото- или видеофиксации инцидента другими учениками, объясняет Зоя Литвин. Рекомендуется подать жалобу на действия учителя не только директору, но и в отдел образования — с просьбой привлечь учителя к дисциплинарной ответственности за нарушение педагогической этики, прав и достоинства ребенка. Если в действиях есть признаки буллинга, директор должен инициировать расследование, созвать комиссию и сообщить в полицию и службу по делам детей. В случае подтверждения, полиция может составить протокол об административном правонарушении.
Если ребенок жалуется на неудовлетворительное питание, или же известно о плохом состоянии укрытий, Зоя Литвин советует родителям посетить школу и выяснить ситуацию самостоятельно. Она говорит:
«По моему личному опыту, жалобы на питание часто вызваны субъективным восприятием детей, а, бывает, даже желанием избежать разговоров об оценках, например, и стремлением таким образом перевести разговор на другую тему. Если же питание действительно ненадлежащее, обращайтесь к администрации школы. Вы можете уточнить меню, поставщика, условия приготовления и хранения».
Родители могут инициировать проверку качества питания, обратившись в управление образования или Госпродпотребслужбу. Коллективное обращение от нескольких семей обычно имеет больший вес. Что касается укрытий, после самостоятельного осмотра Зоя Литвин советует обратиться к администрации школы и в муниципальный бюджет с помощью родительского сообщества.
«Отдельно я бы обратила внимание на вопрос пребывания учителей во время воздушной тревоги в укрытии. Учителя должны подавать пример уважения к правилам безопасности. Потому что уважение и приучение детей к этим правилам — это гарантия сохранения жизни», — подчеркивает эксперт.
Проблемы наполняемости классов, сохранение малокомплектных школ
«В любых ситуациях, как некачественное питание, плохие укрытия