Рассчитан на 100 человек. В Сумской области построили центр для ВПЛ — фото
Центр для внутренне перемещенных лиц в Тростянце (Фото: Суспільне Суми)
В городе Тростянец Сумской области за два года построили новый центр для внутренне перемещенных лиц. Центр рассчитан на около 100 человек, однако, чтобы запустить его полностью в работу, необходимо дополнительное финансирование.
Об этом городской голова Тростянца Юрий Бова рассказал Суспільне Суми.
Первый этап работ уже завершен. Сейчас идет обустройство внутренних помещений — устанавливаем мебель, кухонное оборудование и тому подобное. В целом здания смонтированы", — отметил Бова.
Центр состоит из трех корпусов: административного для охраны, заведующего и медицинского пункта; корпуса, где размещена столовая и конференц-залы; жилого, который рассчитан на около 100 мест в зависимости от состава семей.
По словам Бовы, для работы в центре начали искать поваров, ведь по плану рассчитано, что жители будут питаться в столовой, которая будет функционировать по принципу шведского стола.
«Готовить еду в собственных комнатах не планируется, ведь для этого нужны большие кухни и вентиляция, что технически сложно реализовать. Проектом предусмотрено, что питаться жители будут в столовой. Мы сейчас ищем поваров — это, оказывается, дефицитная специальность. Планируем ввести систему предварительных заказов: человек может выбрать завтрак или ужин за умеренную стоимость без наценок», — рассказал городской голова.
В жилом корпусе размещено 29 комнат, есть небольшая кухня и детская комната.
«Строительство комплекса продолжалось более двух лет. Объект оборудован собственной системой водоочистки. К комплексу подведено 500 кВт электроэнергии, а в случае перебоев с электроснабжением будет работать электростанция мощностью 600 кВт, которую подарили нам немецкие партнеры. Есть централизованное водоснабжение. То есть, комплекс может автономно функционировать во время чрезвычайных ситуаций», — поделился Бова.
Электроэнергию в центр подключили недавно. Ранее помещения питали благодаря солнечным станциям. Полученная энергия из них позволяла усилить в центре три семьи. Однако сейчас там живет только одна семья — Анастасия Чеглова с двумя дочерьми. Они переехали в Сум, ведь жили в районе, который находится под регулярной атакой российских дронов.
Комплекс построен на территории бывшей спортивной базы олимпийского резерва по биатлону. Около 100 миллионов гривен было направлено на строительство комплекса, еще как минимум пять миллионов гривен ищут на строительство укрытия.
«Мы стремимся создать человеческие условия для тех, кто потерял жилье. Здесь обустроена детская площадка, благоустроена территория. Право проживать в этом центре имеют все, кто получил статус внутренне перемещенного лица. <...> Сейчас есть проблема на законодательном уровне: государство не покрывает расходы на содержание персонала. Территорию нужно убирать, косить, освещать, охранять — все это требует людей и средств. Мы ищем законное решение, как это организовать», — рассказал Юрий Бова.
Городской голова отметил, что в Тростянце есть вакансии, и ожидается, что внутренне перемещенные лица после переезда в центр смогут устроиться на работу. Также Бова сообщил, что в центре оставят несколько резервных комнат на случаи чрезвычайных ситуаций, в частности массированные атаки с разрушениями домов, во время которых украинцы могут потерять жилье и искать временный приют. Однако местные власти до сих пор ищут возможности решения финансового вопроса, чтобы запустить работу центра полностью.
«Проблема остается и финансовая: все на электричестве. Электричество — не дешевое удовольствие. Если мы сейчас включим все электричество, то бюджет города будет трещать, потому что те расходы, которые государство должно компенсировать, начиная с весны, вообще не компенсируются. То есть, лежат платежки, но они не оплачиваются», — сказал Бова.
По мнению городского головы, даже после завершения полномасштабного вторжения центр сможет продолжать функционировать, однако с другой целью: «После войны этот комплекс может использоваться для детских лагерей, спортивных сборов или образовательных программ. Главное, чтобы сейчас он помог людям, которые нуждаются в безопасном жилье».