15 октября, 2018. понедельник

Новое время

UA RU

Космическая Одиссея

09 февраля, 2018
Илон Маск запустил самую мощную ракету в мире и сделал большой шаг к покорению космоса

Илон Маск успешно запустил самую мощную в мире ракету-носитель Falcon Heavy, существенно приблизив человечество к полету на Марс и масштабному освоению космоса

 

Алексей Бондарев

  

 

Фанаты Илона Маска любят говорить, что именно он является прототипом голливудского Тони Старка. Герой комиксов о Железном человеке — эксцентричный миллионер-изобретатель, окруженный красотками, разъезжающий на модных машинах и спасающий человечество от всяких напастей, идет во главе отряда супергероев.

Это довольно лестное сравнение, от которого Маск всячески открещивается. Маск вообще старается производить впечатление скромного и занятого делом человека. Но порой наружу рвется нечто, что он тщательно скрывает, нечто, что заставляет вновь и вновь проводить параллели между ним и героем комиксов.

Взять хотя бы любовь Маска к театральным эффектам.

Желая привлечь внимание к проекту своей компании Tesla по созданию крупнейшей в мире аккумуляторной батареи в Австралии, Маск предложил пари прямо в Твиттере. Если компания не сможет закончить проект за 100 дней, то она не возьмет за него денег с австралийского правительства, обещал Маск.

Желая подготовить почву для своего стартапа о мозговых имплантах Neuralink, Маск публично заявил: шансы на то, что мы не живем в матрице, близки к нулю.

Желая поставить крест на водородных автомобилях, конкурирующих с его электромобилями, Маск публично назвал их глупостью.

И наконец, желая показать, что заявленные им ранее марсианские амбиции вполне осуществимы, Маск пообещал запустить в космос самую большую ракету в мире и отправить с ее помощью на орбиту Красной планеты собственный автомобиль Tesla Roadster. Да еще и посадив в него манекен, одетый в скафандр, который SpaceX разработала для освоения Марса. Да еще и включив в машине на старте культовую песню Дэвида Боуи Space Oddity.

Если бы на месте Маска был тот самый эпатажный Тони Старк, другой была бы только музыка. Старк всегда предпочитал AC / DC.

6 февраля самая большая в мире ракета Falcon Heavy под бурные аплодисменты 2,2 млн человек, смотревших трансляцию в прямом эфире, вывела на орбиту вишневый родстер Маска.

Итак, с эпатажем у Маска все сложилось. А что этот триумф означает для всего остального человечества?

инфографика
Очень тяжелый Falcon

Учитывая длинный перечень неудач, которыми сопровождался тернистый путь Маска и его компании SpaceX в космос, логично было предположить, что и запуск Falcon Heavy пройдет не очень гладко.

Ракетам SpaceX доводилось и взрываться на старте, и падать в океан при попытке вернуться на Землю.

Маск заранее подготовил публику к возможной неудаче, заявив, что на производство второго экземпляра Falcon Heavy уйдет 3–4 месяца. Но главное, чего опасался Маск, это повреждения при запуске стартовой площадки, на ремонт которой могло уйти от 8 до 12 месяцев.

Кстати, эта площадка под номером LC39 на космодроме Кеннеди в штате Флорида, которую SpaceX арендовала у NASA на 20 лет, является знаковой для американской космической индустрии. В июле 1969 года именно с нее стартовала историческая миссия Apollo 11, в ходе которой Нил Армстронг и Баз Олдрин впервые ступили на поверхность Луны.

Помимо возможных технических проблем, в планы Маска могла вмешаться и погода. Миллионы зрителей онлайн-трансляции поначалу были разочарованы, услышав о сильном ветре, из‑за которого старт Falcon Heavy был отложен сначала на 50 минут, а затем еще на час.

Впрочем, ведущим трансляцию не пришлось придумывать, чем заполнять эфир в ходе ожидания. Одно лишь детальное объяснение того, как устроена Falcon Heavy, уже сопоставимо с просмотром добротного фантастического фильма.

Маск впервые предложил идею “сверхтяжелой” ракеты еще в 2005 году. Тогда SpaceX работала над созданием ракеты-носителя Falcon 5, первая ступень которой оснащалась пятью двигателями. Еще не имея большого опыта в запуске собственных ракет, Маск фантазировал о создании большой ракеты путем соединения в одну “упряжку” сразу трех ускорителей. У такой ракеты было бы 15 двигателей.

Позже SpaceX заменила Falcon 5 на Falcon 9, оснащенную, соответственно, не пятью, а девятью двигателями. В связи с этим обновился и проект тяжелой ракеты: теперь у нее было уже 27 двигателей. Маск назвал этот проект Falcon Heavy и возложил на него огромные надежды. Фактически на протяжении многих лет энтузиасты космической индустрии ассоциировали любые крупные планы с проектом Falcon Heavy.

 

фото 1

ПРИПАРКОВАЛСЯ: Свою новенькую Tesla Илон Маск пригнал на космодром с тем, чтобы навсегда отправить на орбиту на Falcon Heavy

Однако осенью прошлого года Маск презентовал проект BFR (Big Falcon Rocket — Большой космический корабль), которую фанаты тут же окрестили (и Маск не возражал!) Big Fucking Rocket. И вот тогда‑то стало ясно, что Falcon Heavy — лишь промежуточный этап, и колонизация Марса потребует кораблей следующих поколений.

Тем не менее Falcon Heavy оставался важным и знаковым этапом. До сих пор у Маска с успехом (преимущественно) летали только одиночные ракеты Falcon 9.

Falcon Heavy же предполагала слаженную работу сразу трех ускорителей с 27 двигателями, создающими тягу свыше 2,2 млн кг, что позволяет вывести на орбиту 64 т полезного груза. Это внушительные показатели в сравнении с конкурентами. Например, Delta IV, разработанная Boeing и используемая американскими военными для вывода на орбиту секретных спутников, имеет тягу 1 млн кг и способна нести 28 т груза.

Больше того, поскольку вся “соль” космической программы Маска — в ракетах многоразового использования, то подразумевается, что все три ускорителя Falcon Heavy должны уметь успешно возвращаться на Землю.

Таким образом, 6 февраля целый букет амбиций Илона Маска оказался сплетенным в тугой узел на стартовой площадке космодрома во Флориде. И в 22:40 по киевскому времени под бурные аплодисменты многочисленных зрителей Falcon Heavy оторвалась от Земли.

Аплодисменты нарастали по мере того, как приходило понимание: Falcon Heavy не только не взорвалась на старте (как опасались скептики), но и успешно достигла низкой околоземной орбиты, без происшествий пережив отделение двух боковых ускорителей.

Оба они синхронно сели на наземную площадку.

Если бы в этот момент Маск написал в Твиттере, что он популярнее, чем Иисус Христос, вряд ли он получил бы и десятую долю того негатива, что в свое время достался за аналогичное заявление Джону Леннону.

Спустя некоторое время триумф оказался несколько подпорчен известием о судьбе третьего, центрального, ускорителя. Он отделялся позже и из‑за сложной орбиты его посадка была запланирована на плавучую платформу в Атлантике.

Но вместо эффектной посадки ускоритель ждала печальная участь. По пока не установленным причинам два из трех тормозных двигателей ступени не сработали, и ускоритель на скорости 400 км / ч врезался в воду менее чем в 100 м от посадочной платформы.

1

 

СВОИМИ ГЛАЗАМИ: За запуском Falcon Heavy в интернете наблюдали 2,2 млн человек и еще несколько тысяч — на мысе Канаверал

Потеря третьего ускорителя не сильно омрачила триумф Маска. Зато запуск 6 февраля показал миру несколько важных вещей.

Во-первых, Falcon Heavy — перестал быть “тем самым легендарным” проектом, о котором все говорят, но он существует только на чертежах. И личный электрокар Маска на орбите вокруг Солнца — прямое тому доказательство. Да, это всего лишь один автомобиль, но никто не сомневается, что Falcon Heavy в следующий раз выведет на орбиту что‑то потяжелее.

Во-вторых, успешное возвращение двух из трех ускорителей можно также считать поворотным моментом. SpaceX продемонстрировала, что может создать сложную связку сложных механизмов, и она будет работать почти безупречно.

Ускорители возвращаются, перезаправляются, проходят техобслуживание и снова могут отправиться в космос в течение суток — такова мантра, которую фанаты Маска давно заучили наизусть. Это — краеугольный камень в долгосрочном плане освоения космоса. И полет 6 февраля в очередной раз подтвердил, что технология работает.

В-третьих, успешным полетом Falcon Heavy Маск сделал громкое и важное заявление для скептиков и, что важнее, для потенциальных инвесторов. У SpaceX уже есть два заказа на 2018 год, которые рассчитаны именно на Falcon Heavy, констатирует Лорен Граш, обозреватель The Verge.

Первый — вывод на орбиту коммуникационного спутника для Саудовской Аравии, который запланирован на первую половину года. Второй — некий крупный военный заказ, с помощью которого, по словам Граш, Falcon Heavy пройдет сертификацию для миссий, связанных с национальной безопасностью.
Ракетам SpaceX доводилось и взрываться на старте, и падать в океан при попытке вернуться на Землю

Маску очень нужны эти контракты. Для его амбициозного плана по колонизации Марса нужны огромные деньги. Которых у самого Маска нет. Для того, чтобы инвестировать в дальнейшие разработки, SpaceX должна зарабатывать.

Процесс, собственно, уже пошел. SpaceX c 2015 года занимается доставкой грузов в космос для военных и частных компаний. А Falcon Heavy — это возможность выводить еще больше грузов. И, кстати, по самой конкурентной цене.

Стоимость одного запуска Falcon Heavy оценивается в $ 90 млн. Это меньше, чем у конкурентов, например, Delta IV и Atlas V, которые к тому же обладают меньшей грузоподъемностью.

Низкая стоимость связана в первую очередь с рядом производственных хитростей. Тут и ускорители многоразового использования, и всего один тип двигателя (мощность наращивается за счет количества двигателей, не тратятся средства и усилие на создание двигателей разного типа).

Falcon Heavy может взбодрить космическую индустрию, которая длительное время пребывала в застое, привнеся нотку коммерческой конкуренции в отрасль, где правили бал длительные военные контракты и ни у кого не было стимула к инновациям, считает обозреватель Time Джеффри Клюгер. Это шаг к освоению Луны и Марса, подчеркивает он.

Кроме того, Маск славится срыванием сроков и невыполнением своих обещаний. Достаточно вспомнить, что в 2016 году он обещал, что в 2018-м отправит астронавтов в полет вокруг Луны. Тогда это обещание наделало много шума, но сегодня Маск предпочитает не вспоминать о нем.

В этом свете хватало скепсиса и в отношении марсианской программы Маска. Он заявлял, что в 2022 году на Марс будет отправлен грузовой корабль. А в 2024 году туда отправятся первые астронавты.

После триумфа Falcon Heavy наполеоновские амбиции Маска начинают обретать больший вес, чем прежде. Теперь его слова по поводу “действительно большой ракеты” BFR будут воспринимать гораздо более серьезно.

фото 3

КОСМОНАВТ №1: Илон Маск в штаб-квартире SpaceX в Калифорнии демонстрирует студентам специально построенные тестовые треки общей протяженностью 1,5 км и капсулы для полетов в космос

Человек-ракета

Жизнь и достижения Илона Маска

  

1988 — переехал в Канаду в возрасте 17 лет, получив гражданство по матери

1998 — Илон учится программировать, а уже через два года продает свою первую видеоигру

1995 год — совместно с братом основал компанию Zip2 — стартап, разрабатывающий ПО для размещения контента в интернете

1999 год — после продажи компании Ziр2 за $ 304 млн стал миллионером в 28 лет

март 1999 года — стал сооснователем компании X.com — онлайн-банка, который после слияния с конкурентом переименован в PayPal

2002 год — продажа PayPal компании eBay Inc. за $1,6 млрд

июнь 2002 года — основал компанию SpaceX, которая занимается разработками в аэрокосмической отрасли. В частности постройкой ракет и космических кораблей

2006 год — основание компании по производству солнечных панелей SolarCity, которая позже будет строить сеть электрозаправок для автомобилей Tesla

24 марта 2006 года — первый запуск ракеты SpaceX Falcon 1, которая заканчивается аварией

2008 год — Илон Маск становится генеральным директором автомобильной компании Tesla Motors, которая на тот момент находилась на грани банкротства. В этом же году журнал Esquire назвал его в числе 75 самых влиятельных людей ХХI века

сентябрь 2008 года — первый успешный запуск ракеты производства SpaceX

декабрь 2008 года — NASA подписала контракт на $1,6 млрд со SpaceX, который предполагал 12 запусков ракеты Falcon 9 и корабля Dragon

2012 год — Маск объявляет о планах колонизации Марса, которые стартуют с создания многоразовых ракет для снижения стоимости полетов в 100 раз

2013 год — презентация ранее анонсированного Маском проекта высокоскоростной железной дороги Hyperloop

2014 год — удостоен премии Edison Achievement Award, одной из самых престижных наград в области инноваций

22 декабря 2015 года — первая успешная вертикальная посадка на Землю ракеты- носителя Falcon 9, которая до этого вывела на орбиту полезный груз

2015 год — профинансировал основание исследовательского центра OpenAI, занимающегося искусственным интеллектом.

Журналист Эшли Вэнс выпустил биографию Маска под названием Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее, ставшую одной из самых продаваемых книг года

2016 год — Маск стал сооснователем компании Neuralink, специализирующейся на нейротехнологиях, которые в будущем обеспечат связь между мозгом человека и компьютером. В этом же году Forbes поставил его на 21‑е место среди самых влиятельных людей мира

16 ноября 2017‑го — Илон Маск презентовал первый электрогрузовик Tesla с частичным автопилотом

2018 год — запуск SpaceX, крупнейшей используемой на данный момент ракеты-носителя Falcon Heavy

фото с текстом

Возраст: 46 лет

Место рождения: Претория, ЮАР

Гражданство: ЮАР, Канада, США

Семейное положение: Трижды разведен, пятеро сыновей от первого брака

Образование: Диплом бакалавра физики и экономики Пенсильванского университета

Рост: 188 см

Основной бизнес: SpaceX, Tesla Inc.

Состояние: $ 20,4 млрд (54‑е место в рейтинге Forbes)

Комментарии

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев