Зеленский в ловушке. О ситуации с коррупцией в Украине
Почему в Украине так трудно победить коррупцию? Давайте посмотрим на коррупцию с разных сторон и даже немного погрузимся в историю
Украинцы более 700 лет жили в условиях чужой власти, под разными империями, часто в условиях насилия, унижения и несправедливости. И, чтобы выжить, нашим предкам нужно было быстро накапливать ресурсы, любыми путями «пробивать» нужные решения, доверять лишь «своим», обходить законы империй, которые были направлены на подавление, контроль и выкачивание ресурсов из украинцев.
Так сформировались ценности выживания, где царили коррупция, кумовство, пренебрежение к власти и готовность нарушить правила, если за это не понесешь наказание. И эти установки веками передавались из поколения в поколение.
Эти установки передавались веками
В 1990-е годы они проявились особенно ярко. Государственная система была практически недееспособной, законы были еще «совковые» и не эффективны в рыночной системе, которая только рождалась. Решения даже небольших вопросов надо было добиваться годами. Я помню, как несколько месяцев пытался получить вид на жительство. И только небольшая взятка позволила решить вопрос.
Как ни парадоксально, но как раз коррупция в тот период помогла стране выжить. Она частично заменила не эффективную систему и позволяла быстро решать вопросы. Но с начала 2000-х, когда появились первые реальные реформы, коррупция стала уже не спасительной, а разрушительной. Возникло нечто вроде феодальной страны с рентой снизу вверх. Или, как любил говорить Александр Пасхавер, мы стали «богатой страной бедных людей». Где доступ к ресурсам получили кучка людей у власти.
Здесь надо признать, что коррупция в Украине не только «наверху». Ее десятки тысяч ячеек. В каждом городе, в каждом селе есть своя маленькая «вертикаль», построенная по принципу отрицательного отбора: берут некомпетентных, но лояльных, которые сохраняют систему и делятся рентой с теми, кто их назначил. И большинство украинцев, которые очень не любят власть, сами начинают делать тоже самое, когда попадают во властные структуры. При этом у них всегда есть оправдание себя «я же не ворую столько, как они» и «я вынужден, потому что зарплата маленькая и надо кормить семью».
Таким образом, происходит преемственность власти. И наша страна уже 34 года находится в замкнутом круге, когда подавляющее большинство населения декларирует одно, а делает противоположное. Подпитывая эту систему, будучи во власти или будучи теми, кто «кормит» власть через взятки.
Когда в такой системе кто-то пытается провести реформу, структура все равно заполняется людьми с ценностями выживания. И ситуация становится даже хуже, как с ситуацией с новыми силовыми структурами с большими полномочиями, которая еще эффективнее «доит» бизнес или государственные структуры.
Возможно ли выйти из этого замкнутого круга? Да, возможно. Если изменятся ценности хотя бы активного меньшинства украинцев. А это происходит только со сменой поколений.
И на это нужно, по меньшей мере, 2 поколения, то есть 30−40 лет. Украина уже проходит этот путь. За 34 года независимости выросло новое поколение людей, где много тех, у кого в основе противоположные ценности — доверия и честности. И желание делать что-то для страны, а не только для себя.
Там, где есть критическая масса таких людей, изменения становятся возможными. Хороший пример Молдова с Майей Санду. Она сейчас проводит очень важные реформы для очищения страны от коррупции. И сама она не замешана ни в одном из коррупционных скандалов.
Когда Зеленский пришел к власти, было видно, что он тоже искренне хочет побороть коррупцию и оставить хорошее имя в истории. Но у него был только опыт создания компании в развлекательном секторе. И он абсолютно ничего не понимал ни в политике, ни в экономике. Он не понимал, как работают реформы, не имел никакого опыта государственного управления. И считал, что все можно изменить простыми распоряжениями, как в известном всем сериале «Слуга народа».
Имея очень упрощенное видение управления, он привел туда тех, кому доверял. Я тоже в начале создания бизнеса делал ставку на тех, кому доверял, а не на профессионалов. Но если в рамках бизнеса цена ошибки относительно невелика, то в рамках страны ценой может стать катастрофа. Особенно, в условиях войны.
И вот люди, которым он доверял, вроде Ермака или Татарова, вместо реформ решили сохранить старую систему удержания власти. Для чего законсервировали силовую и судебную вертикали, сохранив все так, как это было создано еще во времена Кучмы. И это не какая-то их отдельная прихоть, а отражение мыслей Зеленского. У которого, как и у многих из нас, в голове одновременно существуют 2 взаимоисключающие цели: 1) зацементировать власть и 2) побороть коррупцию и войти в историю.
Эти две цели несовместимы. Невозможно одновременно контролировать старую коррупционную систему и хотеть уничтожать ее. И этот когнитивный диссонанс решается президентом, как и его избирателями, оправданием «я это делаю ради большой цели». Ну, то есть коррупция в узком кругу «друзей» оправдывается «целью уничтожения коррупции».
Так, в принципе, ведут себя все популисты, которые искренне верят в то, что «цель оправдывает средства». Они верят в то, что только они знают, как и что нужно сделать. И что для этого им нужна максимальная власть уровня автократии. Ярким примером является Виктор Орбан, который в начале своей карьеры был либералом-реформатором, а впоследствии превратился в право-популистского автократа.
И сейчас Зеленский в ловушке. С одной стороны, ему очень хочется установить автократию и через указы делать то, что он считает правильным. С другой стороны на него давят Европа, без помощи которой мы не сможем прожить и полгода, и общество, которое выходит на Майдан, чтобы защитить независимые антикоррупционные органы.
В идеале надо уволить Ермака, Татарова и всех, кто цементирует коррупцию. Передать реальное управление страной профессионалам, которые умеют проводить реформы даже во время войны. Строить новую систему не «для своих», а по принципу профессиональности и честности.
Хотя, я почти уверен, что он этого не сделает, но надо продолжить давить с двух сторон. Как со стороны Европы, которая является нашим главным донором и требует проведения реформ, так и со стороны украинского общества, которое уже неоднократно показало свою силу. И двигаться хотя бы небольшими шагами. Главное, чтобы не было слишком поздно.
Текст опубликован с разрешения автора