Зеленский и Обама. Что общего?

20 февраля, 12:11
1542

Мы наблюдаем не просто «медовый месяц» с избирателями, а хорошо спланированную, с точки зрения политтехнологий, предвыборную кампанию

Владимира Зеленского часто справедливо сравнивают с итальянским комиком Беппе Грилло, партия которого сначала вошла в парламент со второго места, а в 2018 году и вовсе победила на выборах. Тот тоже активно использует интернет и противопоставляет народ «элитам», которых посылает в задницу. Аналогичное сходство у Зеленского и с внесистемным Дональдом Трампом. 

Сам Зеленский хочет, очевидно, чтобы его сравнивали с американским президентом Рональдом Рейганом, у которого актерское прошлое. Одноименный фильм «Рейган», озвученный Зеленским, активно анонсируют на телеканал 1+1, выступающем главной медиа-трибуной комика. 

Но еще никто, похоже, не сравнивал действия штаба Зеленского с предвыборной кампанией Барака Обамы в 2008 году. Да, интеллигент Обама был далек от того, чтобы называться комиком. Да, там совершенно другая политическая система: Обама участвовал в праймериз и ездил по всей стране. Однако опыт Обамы может быть интересен в том аспекте, что он смог вызвать интерес у молодежи к избирательной кампании – мобилизировал традиционно пассивную часть общества на выборы.

Много украинцев ему верят, потому что к остальным кандидатам доверия нет

Так, американцы в возрасте 18-29 лет составляли 18% электората и две трети из них проголосовали за Обаму. То есть он стал в том числе «президентом молодежи».

Молодых людей изначально подкупало то, что Обама был значительно моложе, чем его возрастной конкурент. Обаме было 47 лет, а Джону Маккейну – целых 72. Это была самая большая разница в возрасте между конкурентами за всю историю американских выборов. Но ключевое – в другом. И это другое во многом уже используется Зеленским.  

1. Основной темой кампании Обамы были «перемены», и ему удалось убедить в возможности их реализации.

Сначала в 2006 году вышла книга Обамы «Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской мечты». Она стала бестселлером. Слоганами его кампании 2008 года были «перемены, в которые мы можем поверить», «перемены, которые нам необходимы» и «да, мы можем!». Все это было крайне актуально в контексте непринятия политики действующего на тот момент президента Буша. 

В украинских реалиях большинство населения тоже считает, что страна движется в неправильном направлении. Поэтому все кандидаты – торговцы надежд и перемен: кто-то продает мир, кто-то экономическое благополучие, кто-то и то, и другое.

Зеленский среди всех имеет особое, привилегированное, положение – благодаря отказу Святослава Вакарчука от участия в гонке, он монопольно удовлетворяет запрос общества на «новые лица». И автоматически отождествляется с переменами. По крайней мере, шансом на перемены.

Зеленский подыгрывает этому с помощью многообещающего слогана на рекламных билбордах: «Все будет Зе!шибись!». Его предвыборная программа тоже обещает «золотые горы».

И много украинцев ему верят, потому что к остальным кандидатам доверия нет. Зеленский использует это в своих рекламных видеороликах: «Обычно после политической рекламы наших кандидатов хочется реально повеситься... Давайте от них отдохнем».

К тому же, в своих видеоблогах «Зе!Президент» он говорит предельно простым и понятным языком, без традиционного политического пафоса – это тоже побуждает доверять ему, как «своему».

2. Обама выступал против войны в Ираке – ставка на дипломатию, а не на агрессию.

Зеленский тоже выступает против войны. В интервью журналисту Дмитрию Гордону он сказал: «Идти туда войной? Я вообще против. Потому что я такой человек. Я может быть жесткий как руководитель в «Квартале», но я очень либерален…Поэтому любой вариант… мы туда пойдем армией… я убираю этот вариант».

Да, война с Россией – это не война где-то там далеко, на другом континенте, как было у США с Ираком. Война с Россией – это война за собственное существование, без нее невозможно обойтись. Тем не менее, у этих двух разных войн есть одна общая черта – настроения жителей. Как тогда американцы устали от затяжной войны с Ираком, так и сейчас украинцы очень сильно хотят окончания войны с Россией. И Зеленский озвучивает то, что сладко слышать украинцам – надежда на мир.  

3. Обама не делил граждан по каким-либо признакам – он был над различиями и обращался ко всем.

В своей речи 2004 года, которая сделала его популярным политиком, он сказал: «Нет чернокожей, белой, латинской или азиатской Америки – есть Соединенные Штаты Америки. Политологи любят делить нашу страну на «синие» (демократические) и «красные» (республиканские) штаты. Так вот, у меня для них новости. Мы молимся прекрасному Богу в синих штатах и не любим, когда федеральные агенты снуют по нашим домам в красных штатах. Мы тренируем Младшую лигу в синих штатах, и да, у нас есть друзья с нетрадиционной ориентацией в красных штатах».

Зеленский тоже постоянно это подчеркивает с поправкой на украинские реалии. Например, видеообращение Зеленского с призывом присоединиться к команде, которое на данный момент размещено на главной странице его предвыборного сайта: «Неважен твой пол, религия, образование, язык, на котором ты говоришь. Важно – ты никогда не был в политике».

Другой яркий пример – тизер сериала «Слуга народа-3». Мол, олигархи разжигают вражду между украинцами, используя языковый вопрос, чтобы отвлечь от экономических проблем: «Вот на этой разнице мы и сыграем. Пока народ не устроил вам путч, мы устроим ему срач. Опять языковой вопрос. Вечный двигатель народной грызни. 27 лет работает… Главное, чтобы Восток ненавидел Запад, а Запад ненавидел Восток. И пусть хоть одна людишка вякнет, что жрать нечего, работы нет и экономика в жопе».

4. Ошибки Обамы не становились критическими – их прощали.

Например, в одной из предвыборных речей он сказал, что его двоюродный дед участвовал в освобождении польского Освенцима, перепутав с немецким Бухенвальдом. На Обаму посыпалась критика – мол, он не знает географии и истории. Также Обама заявлял, что жизни американских военных были «потрачены впустую» в Ираке, чем серьезно обидел военных и семьи, потерявшие на войне своих родственников.

Зеленский тоже успел попасть в скандал, когда стало известно, что у него есть кипрские офшоры. А журналисту Радио Свобода на вопрос о бизнесе в России он резко ответил: «Я никому ничего не должен». Представитель президента в парламенте Ирина Луценко даже успела назвать Зеленского «российским пропагандистом». Спустя несколько дней Зеленский вышел из состава акционеров кипрской компании. Подобные скандалы бьют по рейтингу политиков, но прощаются Зеленскому с его устойчивой репутацией.

Более того, любые «чернухи» и компроматы против Зеленского на телевидении будут слабо эффективными: его целевая аудитория, молодежь, в большинстве не смотрит «ящик». Зато подписана на его профили в соцсетях, где он высмеивает атаки против него.   

5. Обама имел огромную поддержку со стороны «селебритис», что привело к «обамамании».

Тут можно вспомнить вирусный видеоклип «Yes, we can» («Да, мы можем») с участием актрисы Скарлет Йоханссон и певца Джона Ледженда, а также «Crush on Obama» («Влюблена в Обаму») с моделью Амбер ли Эттинджер. В поддержку Обамы высказывались рэпер Jay-Z, актер Том Хэнкс, ведущая Опра Уинфи и другие. Кумиры молодежи и не только массово указывали на своего фаворита.  

Обама стал популярным и модным брендом – продавали пижамы «обамажама», энергетики «Обама», гигиенические помады «Чмокну Барака» и прочее. 

Конкурент Обамы попытался выставить в негативном свете «звездность» Обамы и выпустил видеоролик, в котором он сравнивается с «поп-звездами» Пэрис Хилтон и Бритни Спирс. Закадровый голос спрашивает: «Готов ли он руководить?». Но это не сработало. Даже наоборот – некоторые голливудские «селебрити» выступили в защиту Обамы.

Так и в Украине – в марте будет настоящая «зеленомания». Дело не только в выходе сериала «Слуга народа-3» в этот период. Широкий круг друзей Зеленского из шоу-бизнеса подключится в качестве VIP-агитаторов, к советам которых прислушиваются.

Кроме того, команда Зеленского уже огласила, что ищет официального партнера-подрядчика, который будет выпускать брендированную символикой продукцию: чашки, ручки, блокноты, футболки и т.д. Зеленский станет единственным кандидатом, брендированную продукцию которого не будут стесняться использовать на людях. Потому что он – поп-идол, а другие кандидаты в своем большинстве – классические политики с высоким антирейтингом.  

Кстати. Те, кто не собирались голосовать за Обаму, в качестве ключевого аргумента утверждали, что у него недостаточно опыта для того, чтобы стать президентом. Мол, плохо знает внешнюю и внутреннюю политику. А тут еще и такой вызов – мировой кризис. 

Похожий тезис является главным аргументом противников Зеленского среди украинцев, которые не хотят рисковать в условиях войны – у него нет опыта.  

Тут надо уточнить, что Обама к тому времени уже успел побывать сенатором штата Иллинойс с 1997 по 2004 год и поработать в Сенате в 2005-2008 годах. Иными словами, он успел пройти некий путь от местного управления к верховной власти, прочувствовав, как работает политическая система. А Зеленский все-таки вообще не имеет опыта работы в государственных структурах – это его самое слабое место, и действительно вызывает опасения.

В любом случае, Зеленский с высокой вероятностью выйдет во второй тур, если его штаб будет продолжать так же грамотно действовать. На лицо не просто «медовый месяц» с избирателями, а хорошо спланированная, с точки зрения политтехнологий, предвыборная кампания. И в ней есть отдельные схожести с результативной кампанией Обамы 2008 года.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Сегодня, 08:15

img
Шанс на власть без пафоса и ритуалов. Известные украинцы поделились мнением о Зеленском
Культура

Вчера, 21:14

img
Закрытие Каннского кинофестиваля 2019. Как это было
Политика

Сегодня, 09:24

img
Перезагрузка парламента. Каким может быть следующий созыв Рады — инфографика