Задача: услышать Донбасс, понять и простить

4 февраля 2015, 17:34
2469
Нам не нужно бороться с этими людьми, унижать, обзывать их зомби. Нужно склонить их на свою сторону, стать друзьями и единомышленниками

Только что поговорил с одним из журналистов, вернувшихся из Мариуполя. Он разочарован и возмущен тем, что в столь важном прифронтовом городе не ведется никакой информационной работы с людьми, не оказывается поддержка даже волонтерам и проукраинским активистам, тогда как российская пропаганда лезет изо всех щелей. В результате на митинг памяти погибших от обстрела пришли лишь пара сотен человек.

Город находится в информационном вакууме, мариупольцы деморализованы.

Не уверен, что вовремя, но предлагаю наконец-то послушать Донбасс.

Я много раз участвовал в различных избирательных кампаниях, имею опыт побед и поражений, и уверен, что общественное мнение можно развернуть, причем быстро. И для этого не обязательно им (общественным мнением) манипулировать.

Честно говоря, бывал в тех краях пару раз - или проездом, или по делу. Но я не заметил каких-то особых ментальных отличий местных и остальных украинцев. То, что мы называем влиянием пропаганды или зомбированием - это тоже недоработки украинской власти. Все, что я говорю - скучная рутина для политтехнологов, да и многих политиков тоже. То есть они все это знают и умеют, но используют только во время выборов, когда это нужно персонально им, а не стране.

Украинские власти и спецслужбы бесконечно отстали от русских в технологиях работы с общественным мнением

Итак:

1. Задача: услышать Донбасс, понять и простить.

Существует масса приемов переубеждения. Но для начала надо понять аудиторию - выделить целевые группы, ключевые понятия и лексику, выяснить, что важно для каждой из этих групп, определить лидеров мнений. Для этого привлекаются социологи, которые проводят количественные и качественные исследования.

1.1. Количественные - грубо говоря - измерение любых "за", "против" и - что очень важно - "не знаю". Из этого выводится общее понимание ситуации в населенном пункте или регионе. Например, люди от 40 до 60 лет с высшим образованием и доходом до 1500 чаще всего поддерживают позицию Х. А молодежь 18-25 без высшего и доходов - позицию Z. Из этих исследований можно получить очень важную информацию - целевые группы, с которыми стоит продолжать диалог. То есть вменяемые. Их всегда больше, чем невменяемых.

1.2. Качественные исследования имеют не меньшее значение. Как правило, это интервью или фокус-группы по выборке, которую предоставят социологи по итогам количественного исследования.

1.3. С их помощью определяются самые значимые проблемы для каждой из групп, плюс ключевые слова и понятия, даже интонации, которые иногда действуют на восприятие сильнее, чем смысл. Ведь бывают люди, которые понимают только тогда, когда с ними говоришь на повышенных тонах.

1.4. Таким образом мы находим общий язык с разными людьми. Это нам понадобится для составления пропагандистских мессиджей, работы с возражениями, аргументов, которые будут услышаны и приняты.

1.5. Качественные исследования позволяют определить так называемых лидеров мнений - людей, к мнению которых прислушиваются и сотрудничество с которыми может быть чрезвычайно полезно.

1.6. Фокус-группы - это еще и возможность испытать, как на разных людей действуют разные аргументы. Если в исследовании принимает участие квалифицированный психолог, его выводы и рекомендации могут быть полезны для дальнейшей работы с возражениями.

2. Задача: склонить общественное мнение на сторону Украины.

Самый интересный и сложный этап, предполагающий использование доступных коммуникаций. Люди, занимающиеся маркетингом, часто по-разному понимают коммуникации. Одни считают, что это способ донесения информации вроде медиа или слухов. Другие - что это эмоция, на которой происходит принятие информации, например, давим на страхи (запугивание) или жадность (мы вам - это, вы нам - то). Так вот, в нашем случае важно и одно, и другое.

2.1. Исследования обязательно содержат данные о том, что смотрят, что читают и что слушают те или иные целевые группы. Чего они боятся, о чем мечтают.

2.2. Политтехнологи разрабатывают стратегию кампании. Например, со студентами и молодежью говорим о светлом будущем, стариков - запугиваем, как ни цинично это звучит, раз они не понимают логических аргументов, а верят только в светлое прошлое. Составляются месседжи, ориентированные на целевые группы.

Там, где местное население не поддерживает оккупацию, оккупант долго не продержится


Женщинам обещаем горячую воду, мужчин пугаем чеченцами, пенсионерам рассказываем, что Путин - педофил, детям - что русские собирают все, что у них в личке во вконтактике.

2.3. Чтобы склонить общественное мнение на свою сторону, используются все - начиная прямой или скрытой рекламой и заканчивая распространением слухов в транспорте и общественных местах - иногда в труднодоступных районах это действует лучше, чем наглядная агитация и телик.

2.4. Политтехнологи и спецслужбы в курсе, что в Украине на протяжении многих лет работали российские агенты, задачей которых было определение и мотивация ЛОМов - лидеров общественного мнения. Самые красноречивые из них культивировались в контролируемых властью и пророссийских медиа. Другие - оказывали влияние на небольшие группы. Украинские власти и спецслужбы бесконечно отстали от русских в этом вопросе. В некоторых населенных пунктах слово главврача местной больницы, владельца сельхозпредприятия или автобазы может быть более весомо для людей, чем все ТВ и газеты - я не раз с этим сталкивался в предвыборных кампаниях. С этими лидерами нужно не просто дружить, но и открыть перед ними то, что сейчас называют по-модному "социальными лифтами".

2.5. Надо помнить, что украинцы даже на оккупированных территориях не настолько заражены российской пропагандой, у многих сохранилась способность мыслить критически, есть огромное количество сомневающихся. Поэтому важно не спорить и не обобщать, не "все они такие", не поддаваться эмоциям, а вовремя задать правильный вопрос, чтобы ваш оппонент задумался, пусть даже он свято верует в то, что Донбасс кормит всю Украину, а зарплату теперь ему будет платить Россия. Даже если вы его не переубедили сегодня, вопрос останется и будет подтачивать иллюзию, созданную пропагандистской машиной.

Нам не нужно бороться с этими людьми, унижать, обзывать их зомби. Нам нужно склонить их на свою сторону, стать друзьями и единомышленниками.

А там, где местное население не поддерживает оккупацию, там оккупант долго не продержится.

Для технологов - это банальность и общие места. Но государству Украина придется этим заняться, если оно хочет жить дальше. И почему этим до сих пор не занято Министерство информации?

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Компании/Рынки

Сегодня, 09:30

img
Когда исчезнет Роттердам+ и причем здесь президент Зеленский, Ахметов и Коломойский
Культура

Сегодня, 08:14

img
Китайские банды, свистуны и материализация Тарантино. Дневник Каннского кинофестиваля
Политика

Сегодня, 13:31

img
Феноменальная история. На Медузе вышел документальный фильм о Владимире Зеленском