Забить камнями. Что вскрыл ЛГБТ-срач

24 мартa 2016, 15:13
2700
Цей матеріал також доступний українською
Сорванный “Фестиваль равенства” должен заставить всех нас глубоко задуматься. Прекратить ЛГБТ-срач и подумать, кто, как и почему контролирует публичное пространство. Интересно, кого из того пространства будут выгонять следующим?

В обсуждении событий во Львове вокруг “Фестиваля равенства” поражает то, как наличие компонента ЛГБТ внутри запрещенного фестиваля ослепило обычно чувствительных к правозащитным проблемам людей.

Например, я имела на эту тему довольно досадную переписку. Речь шла об идее написать какое-то открытое письмо на тему запрета и нападения “балаклавников” на беззащитных людей. В ответ от половины собеседников я услышала, что это не соответствует привычной повестке дня, поскольку речь идет только об одном меньшинстве, которое кого-то к чему-то спровоцировало, да и вообще рука Москвы.

Но расширим кадр, не смотрим близоруко впритык. Что же произошло? В крупном украинском городе не дали провести публичное событие, содержащее в своем составе выставку, кинопоказы, спектакль. В идейной сердцевине события была тема равенства меньшинств — например, жизнь переселенцев в новых для них общинах, национальные, языковые и другие меньшинства в современной Украине.

Запрещенный судом в Львове квест и сорванный фестиваль не содержали элементов, которые противоречат Конституции. Но его все таки сорвали. В субботу 19 марта по Львову ходили хулиганы в балаклавах, бросали в безоружных людей камни и красиво зиговали на камеру. В это время другие горожане сидели по домам и не вылезали. Очевидно, что нападение на организаторов фестиваля и ЛГБТ-активистов не имеет никакого отношения к безопасности, правам и свободам всех жителей города.

Почему парни в балаклавах с камнями в руках чувствуют себя безопасно? Потому что улица принадлежит им. Белым мужчинам нечего бояться на улицах украинских городов. Именно им принадлежит публичное пространство — тем, у кого есть власть в патерналистском обществе.

Почему парни в балаклавах с камнями в руках чувствуют себя безопасно? Потому что улица принадлежит им

Эти люди, кажется, никогда в своей жизни не сталкивались с дискриминацией и сами являются агрессорами. Независимо от того, бросаются ли они камнями, спрятав лицо за балаклавами, или принимают судебные решения в униформе мантий, или же с трибуны-кафедры громко произносят глупости - они маркируют свое пространство. Идеи запрещать аборты или сажать за выдуманную “пропаганду гомосексуализма” происходят именно оттуда. Они — хозяева жизни, и им не страшно.

В публичном пространстве белых мужчин нет места для других и Другого.

Это пространство подходит для парковки дорогих авто на тротуарах, но опасно для людей с инвалидностью, людей с ограниченной мобильностью, для инвалидных и детских тележек.

Это пространство безопасно для футбольных хулиганов, которые устраивают массовые драки, для гопников у меня под окнами, распивающих пиво в сквере до утра, но опасно для женщин, которым приходится раз в год устраивать марши и напоминать о своем “Праве на ночь” во время кампаний против гендерного насилия вроде #redmylips.

Это пространство безопасно для незаконного захвата земель и построения памятников, фитнес-клубов, высоток или церквей в буферных зонах исторических памятников. Это пространство опасно для низового активизма по созданию условного сквера Небесной сотни.

Это пространство безопасно для агрессии и избиения слабых. Он опасно для мирных демонстраций и протестов. Полиция (и также #мояноваполіція) поддерживает эту власть и подставляет вторую щеку: в ответ на камни соответствующей разъяснительной работой или профилактической беседой. Но делать профилактику и пить боржоми уже поздно.

Опасный для горизонтали, в нем хорошо выживает вертикаль. Именно поэтому в украинских городах так плодотворно разрушают улицу как особое общее пространство: хочешь встретить других, иди в торговый центр, по газонам не ходить.

Улица, как оказалось, принадлежит не всем. Люди в балаклавах и в пиджаках имеют больше власти, чем Другие имеют конституционных прав. Кого придут бить камнями в следующий раз? Женщин на Марше равенства? Людей с инвалидностью на митинге за доступное пространство? Какие еще социально незащищенные слои населения должны стать жертвами балаклавоносящих парней, чтобы эта проблема стала общей и перестала восприниматься как не своя?

История в Львове щекотливая для всей страны. Она о том, кто имеет право быть видимым, а кто должен не высовываться, чтобы вдруг не навлечь беды. Бутафория однородного украинского общества не держится кучи — теперь для ее поддержки нужны люди с камнями в руках.

Но мы разные, и равные. Свободу не остановить.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

События

Сегодня, 14:27

img
Чернобыль. Пять фактов, которые скрывала советская власть в 1986-м
Политика

Сегодня, 10:16

img
"Давай, мы выиграем эти выборы". Адвокат Коломойского рассказал НВ, как Зеленский стал президентом - большое интервью
События

Сегодня, 08:25

img
"Ты, реактор, догорай, мы встречаем Первомай". Свидетели вспоминают, что происходило в Припяти и Киеве сразу после аварии на ЧАЭС