Выборы-2019. А как быть с Путиным?
Мудрость, а не радикализм — вот что необходимо в данной ситуации. А у нас пользуется спросом именно радикализм
Контекстом нынешних выборов – впрочем, как и любых других в Украине – является не критика действующей власти кандидатами-соперниками, а тотальное неприятие ими действующего президента и его политики. По крайней мере, именно на этом основана публичная коммуникация всех без исключения кандидатов. Неприятие именно тотальное — всего и во всём.
В этих обстоятельствах ни один кандидат не может заявить: мол, Пётр Порошенко вообще-то плохой, но во внешней политике — хороший. Никто, кто победит на президентских выборах, не осмелится заявить, что в международных отношениях он будет продолжать политику Порошенко, хотя бы в общих чертах и по сути. И не только не осмелится заявить, но даже не осмелится действовать так, чтобы это выглядело как откровенная преемственность внешнеполитического курса. До основанья, а затем — только так.
Украина подвергается российской агрессии. Напомню: агрессии гибридной, не открытой и не очевидной — «ихтамнет». В этих условиях выбор способов этого самого «до основанья» очень узок.
Первый — перезагрузка. Попытка договориться с Путиным — в частности, исходя из уверенности, что Путиным движет в первую очередь ненависть лично к Порошенко, а другой президент Украины будет от неё свободен. Кстати говоря, попытки «перезагрузки» могут предпринимать вовсе не только те политики, целью которых является капитуляция и привязывание Украины к России. Возможна и такая мотивация: попытаться договориться с Путиным, а если не выйдет — ну что ж, не выйдет, тогда уже можно действовать иначе. Но лично убедиться в неспособности Путина идти на уступки, мол, всё равно надо.
Опасность состоит вот в чём. Судя по всем событиям последних двух десятилетий, Путин умеет внушать собеседнику доверие. Его, собственно, учили этому профессионально. Он может делать вид, что хочет найти точки соприкосновения — а на самом деле расставлять ловушки, которые можно не заметить. Тем более неопытному в отношениях с Россией человеку.
Второй способ – изобретение велосипеда. То есть, поиск путей международного давления на Россию — иного, чем нынешний. Не зря многие кандидаты в президенты вспомнили о Будапештском меморандуме.
Но дело в том, что резко усилить давление на Россию Запад вряд ли решится. Россия — страна с ядерным оружием и невменяемым руководством, относительно которого невозможно предвидеть ту черту, которую оно не переступит. «Мы попадём в рай, а они сдохнут» — эти слова Путина вполне могут означать, что такую перспективу он рассматривает как вполне допустимую. И даже если эти слова были просто страшилкой, никто не может знать этого наверняка. Всё равно совершенно невозможно предугадать границы того, что Путин считает допустимым.
В такой ситуации военная помощь Запада Украине, военная операция против неё может означать гибель человеческой цивилизации. Девиз юстиции: «Пусть рухнет мир, но торжествует справедливость». Девиз политики: «Пусть не торжествует справедливость, но не рухнет мир».
Резко усилить санкции Запад тоже вряд ли отважится: Путин вполне понимает, что чем больше козырей Запад уже задействовал, тем меньше их остаётся в запасе. Резкое усиление санкций может дать противоположный эффект — развязать Путину руки. А россиян поощрить «сплотиться вокруг великого вождя».
Третий способ — радикализация, а то и попытки силой вернуть оккупированные территории. Кое-кто из кандидатов в президенты призывает объявить России войну. Дело в том, что сама Россия войну Украине не только не объявляла, но и отрицает. Объявление Украиной войны России будет означать, что юридически Украина — агрессор. И пусть все будут понимать, что на самом деле это не так, а юридически всё будет выглядеть чётко и однозначно.
Это выведет за пределы международного права любую поддержку Украины Западом. Сделает такую поддержку невозможной: Запад вынужден будет осудить агрессию. А для России это станет очень удобным поводом к эскалации агрессии: Украина объявила России войну — и «в ответ», «для собственной защиты» Россия якобы имеет полное право начать широкомасштабное наступление.
Мудрость, а не радикализм — вот что необходимо в данной ситуации. А у нас пользуется спросом именно радикализм.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

материалов раздела Мнения
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.