Врадиевка и Фергюсон. Что сделал бы Путин
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке:http://www.bloombergview.com
Украина прошла свое «тестирование Фергюсоном» в июне 2013 года, в южном городе Врадиевка, где два милиционера изнасиловали и едва не убили местную женщину. Хотя вина подозреваемых не вызывала сомнений, милиция и местный прокурор хотели прикрыть дело, сфабриковав медицинские доказательства и попытавшись заставить свидетелей молчать. Только после того, как разъяренные местные начали штурмовать врадиевское отделение милиции, основного подозреваемого наконец арестовали, а его пособников – уволили. В конце ноября 2013 капитана Евгения Дрыжака приговорили к 15 годам тюрьмы, но было уже поздно. Украинцы почувствовали, что к трагедии привела порочность правоохранительной системы. Их гнев подогревал протесты против коррумпированного режима Виктора Януковича. Люди сражались с милицией, словно с иностранными оккупантами.
Российский «Фергюсон» произошел примерно в то же время – в июле 2013. В городе Пугачеве молодой чеченский парень заколол местного в процессе драки за девушку. На следующий день недовольные бездействием полиции отправились в район, где жили чеченцы. Граждане заблокировали шоссе, проходившее рядом с Пугачевым, требуя выслать всех чеченцев из города. Московские власти опомнились и начали действовать. Они предоставили протестующим три автобуса, чтобы те смогли добраться до города, уволили местного начальника полиции, запретили продажу алкоголя, отправили в 41-тысячный город две тысячи миротворцев, изолировали местных лидеров националистов, а приезжих агитаторов разослали по домам. Кроме того, привлекли пугачевские организации ветеранов, которые выступали в поддержку погибшего – бывшего десантника – к патрулированию города вместе с полицией. Несколько чиновников высокого уровня приезжали в Пугачев с обещанием разобраться с ситуацией. Полиция арестовала убийцу и двоих сообщников. Девять дней спустя в городе воцарилась тишина.
И в Пугачеве, и во Врадиевке власть осознала, что успокоить народ было важнее, чем добиться правды
«Многие - националисты и не только - говорили в соцсетях о том, что Пугачев, мол, станет «первой ласточкой» и «уроком для власти», - написал на Polit.ru Евгений Ершов. - Неясно, в чем этот урок для власти может быть. У нее, как мы видим, все в порядке: пяток распоряжений, десяток командировок чиновников и несколько сотен полицейских без труда сводят локальный бунт на нет за считанные дни».
Российские власти использовали одновременно кнут – увеличение численности полицейских и запрет алкоголя – и пряник. Увольнение начальника полиции (во Врадиевке украинская власть поступила так же) было только началом. Контрразведчики поработали с чеченской диаспорой, убедив старейшин выслать ненадолго из города самую агрессивную молодежь; они общались с местными ветеранами, дав им почувствовать себя вовлеченными в решение конфликта. Репрессивный режим Путина сделал все, чтобы ситуация в Пугачеве не привела народ к противопоставлению «мы – они».
И во Врадиевке, и в Пугачеве, большая часть доказательств, вызвавшая такой ажиотаж у местных, была так же косвенна и сомнительна, как и в случае с убийством Майкла Брауна в Фергюсоне. Тем не менее, власть осознала, что примирение в данном случае было в некотором роде важнее правды. США подошли к ситуации в Фергюсоне иначе. Майор Джеймс Ноулз и начальник полиции Томас Джексон сохранили свои места, а офицер Даррен Уилсон, который застрелил Брауна, так и не был арестован. Возможно, дело в том, что американская система четко завязана на правилах, что не дает власти принимать откровенно популистские решения.
Тем не менее, неготовность властей идти на компромисс привело жителей Фергюсона к мысли, что власть враждебна и не хочет признавать, что афроамериканцы сталкиваются с куда более высоким риском насилия со стороны полиции.
Неудивительно, что путинская машина пропаганды радуется успеху российского способа подавления протестов и провалу американского. «Почти четыре месяца назад в Фергюсоне тоже были погромы - первая августовская волна народного гнева после убийства Майкла Брауна, - доложил Евгений Завадский с государственного Первого канала. - Тогда властям с трудом удалось взять ситуацию под контроль. Помогли резиновые пули, дубинки и слезоточивый газ. Но, похоже, сейчас унять бунтующую Америку исключительно силой вряд ли выйдет».
И все же попытка действовать путинскими методами в Украине провалилась. Возможно, однажды эти методы перестанут работать и в РФ. Тем не менее, российский режим не имел бы такой поддержки, если бы не умел применять, помимо силы, убеждение, а также идти на уступки. Власти Фергюсона не сумели этого сделать – к недовольству всей американской нации.
Перевод НВ
Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.