Украинский феномен: нефть дешевеет, а бензин - нет

25 января 2016, 07:37
2551
Цей матеріал також доступний українською
О рыночных отношениях в нефтяной сфере

В последнее время Кабинет Министров Украины всерьез занялся проблемой цен на нефтепродукты в Украине. Это вполне логичное мероприятие, поскольку цена на нефть на мировых рынках уменьшилась в несколько раз, а в нашем государстве на АЗС цена бензина и дизтоплива не уменьшается. Такой украинский "феномен" уже нельзя объяснить удешевлением гривни относительно доллара США и тому подобное. Здесь важно заметить, что вслух, особенно через СМИ, много говорится о бензине и дизельном топливе на АЗС. И почти ничего не слышно о масле и битуме. Все это, кроме действительно искренней заботы о людях, создает впечатление о точном PR-проекте, рассчитанном на массы, ведь услугами АЗС пользуются в нашей стране миллионы граждан. А о битуме, который используется для строительства дорог и смазки, долго объяснять.

Итак, проблема действительно есть. И ее надо решать.

В упомянутом контексте, по меньшей мере странными выглядят сообщения о том, что министр энергетики и угольной промышленности Украины, во исполнение поручения премьер-министра Украины, за короткое время договорился с продавцами нефтепродуктов о снижении цены на бензин и дизель на внутреннем рынке в среднем на 50 копеек. В этой связи возникают вопросы. В частности: почему речь идет о 50 коп., А не о 1, 5 или 10 гривен? До недавнего времени считалось, что в сфере нефти и нефтепродуктов в нашей стране установились устойчивые рыночные отношения. А как теперь с понятием "рынок" согласуется "договорился"? Они несовместимы.

Среди прочего, настораживает и тот факт, что уже первые проверки АЗС показали, что реальное качество топлива не соответствует описанному. Безусловно, об этом было известно давно, но не приняты почти никакие меры, чтобы исправить ситуацию.

О наличии (или отсутствии) сертифицированных государством технических возможностей проверки качества топлива на АЗС в пределах всей Украины - отдельный разговор.

О национальной безопасности при импорте более 85% нефтепродуктов в основном из российских заводов, или же других иностранных НПЗ, перерабатыващих много российской нефти - также отдельный разговор.

Таких проблем много. И все их можно решить рыночным путем (а не советским, как сейчас) - создав в Украине новый, современный нефтехимический комплекс с однозначным прозрачным влиянием государства (о чем уже неоднократно шла речь). При оптимальных объемах качественных нефтепродуктов с этого комплекса, наше государство может влиять на внутренний рынок, в том числе и на ценовую политику, и на качество продаваемой продукции.

Забегая вперед, стоит отметить: нашей стране остались в наследство от СССР 6 крупных НПЗ 60 - 70-х годов создания, которые вместе могли перерабатывать более 50 млн тонн нефти и выпускать низкокачественные (по нынешним требованиям) нефтепродукты. Теперь нам столько не нужно. Кроме этого, время для модернизации (как это сделали в Литве или в Беларуси), к сожалению, безвозвратно потеряно. Теперь нормальная модернизация этих НПЗ не оправдана, поскольку она будет стоить почти столько же, сколько бы стоило создание нового завода.

Нефтехимический комплекс в Украине также создал бы реальные, прозрачные условия конкуренции, включая импортеров, на нашем рынке нефтепродуктов.

Важно и то, что никакая международная или иностранная финансовая организация на модернизацию кредитов не дает, а на создание нового - дает. Речь идет о $ 5 - 6 млрд. По ценам 2008 года. А теперь - еще больше. Важно и то, что свой современный нефтехимический комплекс гарантировал бы сохранение и развитие украинской нефтеперерабатывающей школы и на всех этапах обеспечивал бы рабочими местами наших граждан.

Возникает логичный вопрос: почему речь идет о нефтехимическом комплексе, а не НПЗ, ведь в большинстве стран действуют собственно нефтеперерабатывающие заводы? Дело в том, что модернизированным иностранным НПЗ уже по 20 - 40 лет. Тогда еще не были актуальными нефтеперерабатывающие комплексы, которые способны выпускать, кроме упомянутых нефтепродуктов, широкий комплекс сырья для химической промышленности.

Проект нефтехимического комплекса - вопрос не новый для Украины. В период 2007 - 2009 лет этот вопрос с участием Украины и еще двух государств был полностью проработан. Речь шла о нефтехимическом комплекс для переработки примерно 10 млн тонн нефти (оптимальный вариант в наших условиях), раздробленный на две составляющие - на базе Херсонского НПЗ (выпуск бензина и дизеля) и бывшего Ново-Раздольского НПО «Сера» (битумы, масла и сырье для химпромышленности).

В оба места легко организовать поставки нефти с мировых рынков. Очевидно, что, кроме упомянутых аспектов, такой комплекс был бы особенно привлекательным теперь, когда цена нефти на мировых рынках уменьшилась.

Конечно, у этого проекту проявилось много оппонентов - по инициативе импортеров нефтепродуктов. В основном использовался контраргумент, что в Украине, мол, добывается слишком мало нефти. Как будто в европейских странах, где много НПЗ (например, в ФРГ, Польше, Италии и т.д.), хватает своей нефти.

К сожалению, по целому ряду причин не успели начать реализацию этого проекта. Теперь стоило бы его обновить.

Телеграм НВ

Подпишитесь на наш канал в Телеграм. Там мы публикуем срочные новости и самые интересные истории дня Украины и мира.

Подписаться

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Страны

Вчера, 20:43

thumb img
Мошенничество на $1,77 млрд. В Лондоне задержали ювелира, входившего в сотню богатейших людей Индии
Инновации

Сегодня, 12:00

thumb img
Долетались. Как космический туризм нанесет смертельный удар по авиационной отрасли
События

Сегодня, 17:54

thumb img
Новые правила. Когда патрульные могут требовать водительское удостоверение