Украина vs кредиторы. Почему сделку о списании долга нельзя назвать победой
Оригинал текста опубликован на Bloomberg View. Другие колонки Bloomberg View по ссылке: http://www.bloombergview.com
Реструктуризация долга, о которой Украина договорилась с частными кредиторами, на первый взгляд выглядит победой для обеих сторон: правительство может хвастаться тем, что убедило кредиторов пойти на списание части долга, а кредиторы – порадоваться, что, по сути, ничего не потеряли.
Но пятимесячные переговоры мало чем помогут Украине: это все равно что закончить жесткие пляски в клубе целомудренным поцелуем. Результат переговоров даже не позволит выполнить требования МВФ и сэкономить $15,3 млрд.
Согласно заключенной в четверг сделке, из $18 млрд долга будут списаны $3,6 млрд (20%). Если на аналогичные условия согласятся держатели некоторых государственных обязательств и муниципальных облигаций Киева, сумма списания увеличится до $3,8 млрд. Основные выплаты отложены на четыре года, с 2015-2023 до 2019-2027, а процентные ставки будут повышены до 7,75% с нынешних 7,22%. Также кредиторы Украины получат привязанные к росту гарантии, которые гарантируют им доход, если украинская экономика будет развиваться хотя бы темпами, предсказанными МВФ.
Для кредиторов это более-менее нейтральный исход. В текущем стоимостном выражении новая сделка гарантирует им почти такие же выплаты, как и первоначальная. В суммарном выражении они потеряли около полумиллиарда – неплохой исход, учитывая, как ошиблись кредиторы, поставив на украинские облигации.
Результат переговоров даже не позволит выполнить требования МВФ и сэкономить $15,3 млрдУкраина просит Россию согласиться на такие же условия в отношении ее $3-миллиардного займа, который должен быть выплачен в декабре. С финансовой точки зрения Россия ничего не потеряет, согласившись. Тем не менее, министр финансов РФ Антон Силуанов уже отказался реструктуризировать долг, в очередной раз продемонстрировав, что для РФ этот вопрос является политическим. Поведение Силуанова также может быть демонстрацией отсутствия веры в то, что Украина сможет вернуть долг в 2019. В конце концов, сделка по долгу почти никак не поможет Украине выполнить программу МВФ, от которой зависит ее финансовая устойчивость.
Сделка, тем не менее, даст Украине краткую передышку. В этом году Украина должна была бы выплатить $6,7 млрд, но теперь эти платежи будут отсрочены. И все же сэкономить требуемые $15,3 млрд не удастся. По сути, из-за отсрочки Украине придется выплатить больше, поскольку ей придется покрывать проценты по долгам, которые в противном случае уже были бы выплачены.
Другие пункты программы МВФ также выглядят нереалистичными. Я уже писал о слишком оптимистичных прогнозах роста украинской экономики. Готовность правительства увеличить выплаты кредиторам в случае возобновления роста может быть знаком того, что и оно в этот рост не очень-то верит.
Правительство не будет увеличивать платежи, если экономика будет расти на 3% или меньше, но при повышении роста будет расти и ставка. Эти условия вступят в силу в 2021 году, и только если ВВП Украины к тому моменту дойдет до $125,4 млрд. Если бы правительство действительно верило, что это возможно, то вряд ли стало бы с такой охотой обещать кредиторам потенциальные миллиарды.
Пока создается впечатление, что план МВФ трещит по швам – отчасти при помощи самого фонда. Сейчас он продвигает налоговые изменения, которые закроют очень важную лазейку – сейчас ею пользуется IT-индустрия и другие «белые воротнички» - не понижая при этом налоговых ставок.
В то же время коррупция остается повсеместной, несмотря на все усилия по борьбе с ней. Чешский инвестбанкир Томаш Фиала недавно обвинил президента и премьера в том, что они продавали места в партийных списках. И, словно этого было недостаточно, конфликт на востоке Украины опять перешел в активную фазу.
У киевского руководства есть куда более серьезные проблемы, чем списание долгов на меньшую сумму, чем ожидалось. Если ему удастся добиться прогресса в ближайшие месяцы, сделка с кредиторами померкнет в сравнении с этим успехом. Если же оно потерпит неудачу, будущей украинской власти придется плотно общаться с международными кредиторами, возглавляемыми Franklin Templeton.
Перевод НВ
Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Леонида Бершидского на Bloomberg View. Републикация полной версии текста запрещена.
Больше мнений здесь